3.7. Наблюдение и анализ урока
Одним
из путей повышения мастерства учителя, совершенствование технологии проведенных
им уроков является наблюдение и анализ урока. Умением наблюдать и анализировать
урок должен владеть каждый учитель, особенно молодой, для которого этот процесс является
средством изучения педагогического опыта и совершенствования собственных умений и
способностей.
Для студента наблюдение и анализ урока является важным звеном профессиональной
подготовки во время педагогической практики. Наблюдение и анализ имеют целью:
углублять знания методики обучения языку; развивать исследовательские,
конструктивно-планировочные, коммуникативно-обучающие, организационные, профессиональные
умение будущего учителя; способствовать формированию индивидуального стиля
педагогической деятельности.
Наблюдая и анализируя современный урок языка, необходимо обратить внимание на
соответствие его содержания и структуры требованиям школьной программы, наличие
триединой цели и оптимальных методов, приемов и средств ее реализации, на
технологию его организации и проведения и эффективность и результативность.
Наблюдения урока языка может проводиться с целью 1) общего ознакомления с
системой и стилем работы учителя; 2) изучение и обобщение передового
педагогического опыта; 3) контроля за работой учителей; 4) оказание помощи
учителям. Последние два пункта касаются, в основном, руководителей образовательных учреждений
или опытных учителей, которые посещают уроки коллег, чтобы проконтролировать
выполнения ими служебных обязанностей или в форме наставничества помогают
молодым учителям быстрее осваивать педагогическое мастерство.
Наблюдения урока проводится по традиционной схеме, имеет такую форму:
Ход урока (содержание) Положительное и отрицательное в деятельности учителя и учащихся Примечание
Эта схема заполняется после записи основных данных о уроке: название предмета,
класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя, дата проведения, тема урока.
Наблюдая, записываем ход урока, его этапы, их продолжительность (время) и показываем
последовательно взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся. Записи ведутся с использованием
определенных условных обозначений (+) (-) (!) (?). Иногда записанное выделяется другим цветом.
Такие записи являются основой для полного и основательного анализа урока проводится
по такой схеме:
1. Общие сведения
урок, его тип, структуру и содержание.
2. Анализ содержания
этапов урока.
2.1. Организация класса и
сообщение задач урока.
2.2.
Актуализация
опорных знаний, умений и навыков учащихся.
3. Формирование новых
понятий и способов действий.
4. Формирование умений и
навыков учащихся (упражнения на применение знаний).
5. Итоги урока.
6. Задание на дом.
Эта схема отражает поэтапный анализ урока определенного типа. Однако различные типы
уроков вызывают определенную модификацию схемы и ЕЕ вариантность.
Анализ урока включает и такие рубрики, как результативность урока и выводы и
предложения.
Наблюдая и анализируя урок, обращаем внимание на его методическое обеспечение,
использование новых технологий, соблюдение требований к уроку, уровень культуры
речи учителя и учащихся и др. Подробное описание предлагаемой схемы анализа
представлены в пособии "Практикум по методике обучения украинского языка в
общеобразовательных учреждениях" (Киев: Ленвіт, 2003).
Во время анализа урока необходимо придерживаться такой последовательности действий:
1. Определение
общих сведений о урок (его паспортные дани - тема, цель - дидактическая,
развивающая, воспитательная, тип, структура, содержание урока, этапы проведения и др.).
2. Осознание целей
и задач урока.
3. Определение основных
элементов каждого этапа урока (содержание материала, виды деятельности учителя и
учащихся, методические приемы, средства обучения и т.д.) и выявление взаимосвязи'связи и взаимодействия
между ими.
4. Празднования элементе
в новизны урока (нестандартность его в целом или отдельных частей, использование
интерактивных форм и методов обучения, соблюдение современной технологии урока
т.п.).
5. Обоснование
достижение основной цели урока и образовательного, воспитательного и развивающего зав
тань, вытекающие из этой цели.
Предложенная схема является ориентировочной, поскольку в дидактике описаны и другие. Однако
для урока украинского языка она является наиболее оптимальной.
Образцы фиксации эпохе наблюдения и анализа современного урока языка подробно
описаны в работе К. Плиско "Принципы, методы и формы обучения украинскому
языка" (Харьков: Основа. 1995. - С.236-239) и "Практикум по методике обучения украинского языка в
общеобразовательных учреждениях" (К: Ленвіт, 2003, с. 286-290).
Как итог, отметим, что современный урок языка - важнейшая часть сложной и
многовекторной организации учебного процесса, обеспечивающее усвоение языковой
системы, ее выразительных богатств и формирования языковой личности.
Вопросы и задания
1. Почему
проблема урока украинского языка остается постоянно актуальной?
2. Которые
особенности современного урока языка?
3. Наведите
примеры классификаций уроков языка разных ученых-лінгводидактів?
4. Которые
новые подходы к классификации уроков?
5. Которые
особенности структуры уроков?
6. Наведите
примеры структуры уроков разных типов. Приведите свои аргументы.
7. В
почему специфика уроков связной речи?
8. Наведите
примеры структуры отдельных типов уроков связной речи.
9. Которые
особенности технологии современного урока? Приведите примеры.
10. В
почему особенности нетрадиционных уроков? Приведите примеры таких уроков.
11. Расскажите
о планировании уроков. Приведите примеры.
12. Выясните
технологию подготовки учителя к уроку русского языка.
13. Как
надо вести наблюдения урока и анализировать его? Приведите пример.
Технология обучения - это система методов, способов и приемов, которая обеспечивает
оптимальную реализацию учебного процесса. Здесь следует понимать наличие системы
средств, адекватных целям, задачам, принципам и условиям обучения,
оказывается в сочетании теории и практики. В широком смысле - это совокупность
учебных, методических, программных и технических средств, используемых в
учебно-воспитательном процессе.
Под технологией обучения часто понимают обеспечения учебного процесса
дидактическими и наглядными пособиями, материалами, техническими средствами и т.п.
Засадовими по организации изучения предмета являются психолого-педагогические,
лінгводидактичні принципы, а также информационные технология обучения.
Сейчас вопрос технологии обучения особенно актуален. Это обусловлено объективной
необходимостью выработки такой методической системы, которая будет способствовать, во-первых,
органическому сочетанию процессов обучения и освоения, во-вторых, учету
научно-теоретического уровня программного материала, образовательных задач учебного
учреждения и субъекта учебного процесса и, в-третьих, достижению максимально
высокой результативности обучения.