Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

3.7. Наблюдение и анализ урока

Одним из путей повышения мастерства учителя, совершенствование технологии проведенных им уроков является наблюдение и анализ урока. Умением наблюдать и анализировать урок должен владеть каждый учитель, особенно молодой, для которого этот процесс является средством изучения педагогического опыта и совершенствования собственных умений и способностей.

Для студента наблюдение и анализ урока является важным звеном профессиональной подготовки во время педагогической практики. Наблюдение и анализ имеют целью: углублять знания методики обучения языку; развивать исследовательские, конструктивно-планировочные, коммуникативно-обучающие, организационные, профессиональные умение будущего учителя; способствовать формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.

Наблюдая и анализируя современный урок языка, необходимо обратить внимание на соответствие его содержания и структуры требованиям школьной программы, наличие триединой цели и оптимальных методов, приемов и средств ее реализации, на технологию его организации и проведения и эффективность и результативность.

Наблюдения урока языка может проводиться с целью 1) общего ознакомления с системой и стилем работы учителя; 2) изучение и обобщение передового педагогического опыта; 3) контроля за работой учителей; 4) оказание помощи учителям. Последние два пункта касаются, в основном, руководителей образовательных учреждений или опытных учителей, которые посещают уроки коллег, чтобы проконтролировать выполнения ими служебных обязанностей или в форме наставничества помогают молодым учителям быстрее осваивать педагогическое мастерство.

Наблюдения урока проводится по традиционной схеме, имеет такую форму:

Ход урока (содержание) Положительное и отрицательное в деятельности учителя и учащихся Примечание

Эта схема заполняется после записи основных данных о уроке: название предмета, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя, дата проведения, тема урока. Наблюдая, записываем ход урока, его этапы, их продолжительность (время) и показываем последовательно взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся. Записи ведутся с использованием определенных условных обозначений (+) (-) (!) (?). Иногда записанное выделяется другим цветом.

Такие записи являются основой для полного и основательного анализа урока проводится по такой схеме:

1. Общие сведения урок, его тип, структуру и содержание.

2. Анализ содержания этапов урока.

2.1. Организация класса и сообщение задач урока.

2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся.

3. Формирование новых понятий и способов действий.

4. Формирование умений и навыков учащихся (упражнения на применение знаний).

5. Итоги урока.

6. Задание на дом.

Эта схема отражает поэтапный анализ урока определенного типа. Однако различные типы уроков вызывают определенную модификацию схемы и ЕЕ вариантность.

Анализ урока включает и такие рубрики, как результативность урока и выводы и предложения.

Наблюдая и анализируя урок, обращаем внимание на его методическое обеспечение, использование новых технологий, соблюдение требований к уроку, уровень культуры речи учителя и учащихся и др. Подробное описание предлагаемой схемы анализа представлены в пособии "Практикум по методике обучения украинского языка в общеобразовательных учреждениях" (Киев: Ленвіт, 2003).

Во время анализа урока необходимо придерживаться такой последовательности действий:

1. Определение общих сведений о урок (его паспортные дани - тема, цель - дидактическая, развивающая, воспитательная, тип, структура, содержание урока, этапы проведения и др.).

2. Осознание целей и задач урока.

3. Определение основных элементов каждого этапа урока (содержание материала, виды деятельности учителя и учащихся, методические приемы, средства обучения и т.д.) и выявление взаимосвязи'связи и взаимодействия между ими.

4. Празднования элементе в новизны урока (нестандартность его в целом или отдельных частей, использование интерактивных форм и методов обучения, соблюдение современной технологии урока т.п.).

5. Обоснование достижение основной цели урока и образовательного, воспитательного и развивающего зав тань, вытекающие из этой цели.

Предложенная схема является ориентировочной, поскольку в дидактике описаны и другие. Однако для урока украинского языка она является наиболее оптимальной.

Образцы фиксации эпохе наблюдения и анализа современного урока языка подробно описаны в работе К. Плиско "Принципы, методы и формы обучения украинскому языка" (Харьков: Основа. 1995. - С.236-239) и "Практикум по методике обучения украинского языка в общеобразовательных учреждениях" (К: Ленвіт, 2003, с. 286-290).

Как итог, отметим, что современный урок языка - важнейшая часть сложной и многовекторной организации учебного процесса, обеспечивающее усвоение языковой системы, ее выразительных богатств и формирования языковой личности.

Вопросы и задания

1. Почему проблема урока украинского языка остается постоянно актуальной?

2. Которые особенности современного урока языка?

3. Наведите примеры классификаций уроков языка разных ученых-лінгводидактів?

4. Которые новые подходы к классификации уроков?

5. Которые особенности структуры уроков?

6. Наведите примеры структуры уроков разных типов. Приведите свои аргументы.

7. В почему специфика уроков связной речи?

8. Наведите примеры структуры отдельных типов уроков связной речи.

9. Которые особенности технологии современного урока? Приведите примеры.

10. В почему особенности нетрадиционных уроков? Приведите примеры таких уроков.

11. Расскажите о планировании уроков. Приведите примеры.

12. Выясните технологию подготовки учителя к уроку русского языка.

13. Как надо вести наблюдения урока и анализировать его? Приведите пример.

Технология обучения - это система методов, способов и приемов, которая обеспечивает оптимальную реализацию учебного процесса. Здесь следует понимать наличие системы средств, адекватных целям, задачам, принципам и условиям обучения, оказывается в сочетании теории и практики. В широком смысле - это совокупность учебных, методических, программных и технических средств, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Под технологией обучения часто понимают обеспечения учебного процесса дидактическими и наглядными пособиями, материалами, техническими средствами и т.п. Засадовими по организации изучения предмета являются психолого-педагогические, лінгводидактичні принципы, а также информационные технология обучения.

Сейчас вопрос технологии обучения особенно актуален. Это обусловлено объективной необходимостью выработки такой методической системы, которая будет способствовать, во-первых, органическому сочетанию процессов обучения и освоения, во-вторых, учету научно-теоретического уровня программного материала, образовательных задач учебного учреждения и субъекта учебного процесса и, в-третьих, достижению максимально высокой результативности обучения.