Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Возрождение политической мысли - политико-правовая идеология, политические программы и платформы европейских мыслителей эпохи Возрождения ХIV-ХV вв. В это время в Европе происходят значительные социально-экономические и общественно-политические сдвиги, ознаменовавшие собой новый время, ранний этап которого связывают с эпохой Возрождения.

Возрождение открыло совершенно новые политические проблемы, возникшие с кризисом феодализма, научно-техническим прогрессом, развитием новой структуры общества, распространением рационального мышления, открытиями в науке (М. Коперник, Г. Галилей). Это были проблемы, связанные с новым видением человека, измерениями его свободы, прав и обязанностей. Это были проблемы новой экономической политики, нового подхода к собственности, на право владеть которой претендовали все более широкие круги населения. Это были проблемы, связанные с доступом к власти; а через то, что круг владельцев расширялось, то должно было закономерно расширяться и круг людей, которые могли участвовать в принятии политических решений. Капитализм рождался, кардинально изменял, по крайней мере начинал менял основные источники власти. Уже не физическая сила, мужество, умение владеть мечом становились важнейшим источником власти, а инициативность, талант к торговле, умение комбинировать, общаться, экономить, самоотверженно работать. Деньги открывали доступ к власти. Итак, феодальный способ принятия решений, доступа к власти был отвергнут, как в конце концов потерял популярность и феодальный государственный строй.

Одним из очагов изменений в Европе стала Северная Италия, именно здесь расцвела творчество первого представителя политической философии, теории политики новых времен - Н. Макиавелли (1469 - 1527). В историю политической мысли Макиавелли вошел благодаря тому, что выделил политику в самостоятельную науку и рассматривал ее как искусство, символ веры, которая должна стать господствующей в сознании человека. В своих трактатах "Государь", "Рассуждения на i декаду Тита Ливия" противопоставил теологическому пониманию государственной власти юридическое мировоззрение. Считая силу основой права, определяя понятие "государство" как общее политическое состояние общества, Макиавелли утверждал, что человек воплощает в себе злобність, агрессивность, властолюбие, жадность, лживость, боязливость, малодушие, неблагодарность, предательство, лицемерие, ненависть, несдержанность и т.д. Необходимость обуздать эти ее черты и позвала к жизни государство. Макиавелли изложил политическую идеологию и политическую теорию в форме своеобразного мифа, изобразив выдуманные и реальные фигуры политической истории и показал мысленный идеальный образ правителя как носителя символа "коллективной воли", что выполняет свое историческое предназначение, имеет свою судьбу. Его идеал государственного устройства - сильная, жестко централизованная республика, где властвуют представители народа, молодой буржуазии и выборный глава государства, который, учитывая негативные качества человека, должен быть "лисом, чтобы видеть гадов, и львом, чтобы уничтожать волков". Отстаивая приоритет светской власти, остро критиковал духовенство, а дворянство призвал уничтожить совсем. Макиавелли впервые попытался исследовать феноменологию политического сознания и политической деятельности, которые были обращены не в прошлое, а в будущее. Политическая идеология, по Макиавелли, была направлена на достижение четко определенной политической цели - формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать единую итальянскую государство. Он впервые рассмотрел все человеческое знание под углом зрения политики, отметил глубоком кризисе тогдашнего общества и культуры, выход из которой усматривал в развитии новой политической сознательности. В своих произведениях Макиавелли восстановил идею античных мыслителей о развитии общества по кругу, отмечая, что "все государства обычно из состояния упорядоченности переходят к неупорядоченности, а потом от неупорядоченности к новому порядку". Исповедуя и некоторые гуманистические идеи, Макиавелли замечал полярность интересов бедных и богатых, высказывался за справедливый и совершенный государственный строй, который должен обеспечить политическую свободу человеку, демократическое городское самоуправление. Только свобода и равенство, по его мнению, способны развивать способности личности, воплощать в ней любовь к общему благу и гражданские добродетели.

Идеи всеобщего равенства людей, примитивного коммунизма, обобществления имущества, ликвидации частной собственности защищали идеолог крестьянских масс в Германии Томас Мюнцер (1493 - 1525) и немецкие анабаптисты. Требования свободы мышления, свободы убеждений, свободы совести, равенства мирян и духовенства развивал знаменитый деятель Реформации в Германии, основатель одного из наиболее влиятельных течений в протестантизме Мартин Лютер (1483 - 1546). Он утверждал, что человеческая личность освобождается от законов и поставлена в прямую связь с Богом, и в то же время личность, ее деятельность объявляется ничтожной, ибо действует закон вечного предназначения Божьего, а потому воля человека бессильна. Лютер отрицал естественную свободу, церковный закон, однако требовал свободы в религии, церкви. Источником познания истины оставался человеческий разум. Лютер сузил возможность вмешательства религии в общественную жизнь. Господства догм ограничивалось религиозной сферой, на все остальные предоставлялась свобода. От человека требовалась только личные чувства, вера в Христа Спасителя. В отличие от Лютера основатель христианского гуманизма Эразм Роттердамский (1469 - 1536) в трудах "О свободе воли", "Похвала глупости", "Заместитель" и других отстаивал идеалы бюргерства - просвещенная и гуманная монархическая власть, свобода духа, самоуправляющиеся городские общины, здравый смысл, сдержанность, миролюбие, простота. В Англии идеи имущественного равенства людей, отмены частной собственности как причины их неравенства, уравнительного распределения, отрицание богатства и эксплуатации человека человеком, обязательности труда для всех, выборности органов власти, веротерпимости, свободы совести проповедовал гуманист и государственный деятель Томас Мор (1478 - 1535). В 1516 г. на латинском языке вышла его труд "Золотая книга, столь полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом остров Утопию". Оставаясь монархистом, он выступил против тирании - воля народа для него была выше воли монарха, ибо "воля народа дает короны и забирает их". Мор был убежден, что достаточно в своей деятельности руководствоваться здравым смыслом и элементарными законами природы, чтобы избавиться от зла, которое тяготеет над обществом. Аналогичные взгляды на рубеже ХVI - ХVII вв. выражал итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568 - 1639). "Город солнца" (опубликована в 1623 г.) - самая известная работа Кампанеллы, она тоже была утопией.

В начале XVI в. во Франции утвердился абсолютизм, который был враждебно встречен определенной частью дворянства. Такое сопротивление отображался в трудах мыслителей того времени. Один из них - основатель пуританства Жан Кальвин (1509 - 1564), который, систематизировав учение Лютера, ввел новую форму церковной организации, а провозглашенную его предшественником свободу совести свел до уровня свободы от католицизма. В 1534 г. Кальвин опубликовал свой основной труд "Наставление в христианской вере", где систематизировал теологическое обоснование Реформации. Последователи Кальвина во Франции - гугеноты выступили как оппозиция королю и католической церкви. Начались религиозные войны, во время которых родилась идеология кальвинистов-монархомахів (греч. monarchos - единовластие, mache - борьба). Исходя из идеи народного суверенитета и договорного происхождения власти, они обосновали право на сопротивление тиранам, право городских магистратов на отпор монарху - тирану.

Доктрину суверенитета использовали и для защиты королевского абсолютизма. Например, выдающийся французский мыслитель Жан Боден (1530 - 1596) считал, что общество формируется под влиянием среды, а государство-кровногосподарських союзов. Боден сформулировал учение о суверенитете, который не может быть "смешанным", потому что принадлежит или королю, или аристократии, или народа. Демократия для Бодена ненавистна, но и тиранию он не принимал, признавая право народа на сопротивление тирану вплоть до его убийства.

Хвйзинга И. Осень средневековья. Сочинения: В. С т. - М., 1995. - Т. 1; Рассел Б. История западной философии. - К., 1995. - Т. 1.

О. Бабкина