Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Возрождение украинской политической мысли - процесс, развернувшийся на украинских землях с 20-30-х годов XIX ст. Украинская нация, разделенная между двух империй - Российской и Австро-Венгерской - страдала от гнета господствующих народов. Интеллектуальная элита Левобережья за период, прошедший со времени уничтожения Российской империей Запорожской Сечи, ликвидации всех украинских институтов управления, была почти полностью зденаціоналізована и руссифицированный. Элиту подавстрийской Украины представляло мало - образованное и ополяченное духовенство. Однако в первые десятилетия XIX в. лучшие представители греко-католического духовенства на западноукраинских землях (И. Таврівський, М. Малиновский, С. Петрушевич, Г. Савчинский, И. Снигурский, И. В. Терлецькийта др.) проводили значительную культурно-просветительскую, научную работу и впоследствии эта их труд изрядно послужила возрождению украинской нации в целом и ее политическом думанню частности. На возрождение и формирование украинского национального сознания и политической мысли существенно повлияла польская политическая мысль. Среди идей, випрудукованих польскими интеллектуалами, привлекательными для украинства в первую очередь оказались идеи И. В. Терлецкого и Ф. Духінського, что касались проблемы различия русинов - украинцев от россиян. Так, в работе "Слово русина до всех братьев славянской ветки о славянские дела" (1848) И. В. Терлецкий протестовал против "фальшивого включения русской народности, истории и литературы в народность, историю и литературу русскую". Ф. Духінський, акцентируя отличие украинцев от россиян, указывал на расовое единство Польши и Руси - Украины.

Другой идеей, которая впоследствии нашла свою интерпретацию в украинской политической мысли, стала идея исторических истоков украинского народа. Ф. Духінський считал большую ошибку начинать историю Московии со славян-Киева и Новгорода, а не финских племен Поволжья, и указывал на то, что восприятие правителями Москвы названия "Россия" - историческая узурпация. В То Же Время Ф. Духінський утверждал, что все историческое прошлое Украины-Руси надо включить в польской истории.

Восприняли украинцы и идею средневековой Руси как творение украинского народа и его наследия, на которую русские не имеют никаких оснований претендовать. Кроме того - идею федерализма, активно разрабатываемую И. В. Терлецким. Оценивая интеллектуальную наследство И. В. Терлецкого, И. Франко в свое время отметил, что идеи этого последнего "в другой ситуации с другими мотивами отыскиваем 30 лет позже в лучших публикациях Драгоманова".

Привлекательным для украинцев, учитывая проблему легитимности прав России относительно украинских земель, был вопрос, связанный с Переяславским соглашением 1654 г. Ф. Духінський утверждал, что соглашение между Хмельницким и царскими послами устанавливала свободные связи между Малороссией и Московщиной, а Московщина правит Малороссией результате победы над ней в битве 1708 г. под Полтавой.

В таких условиях украинское политическое сознание на протяжении XIX в. прошло в своем развитии три последовательные этапа - украиноведческий, украинофильский и собственно украинский. Первый из них связан с именами и трудом многих филологов, историков, этнографов, фольклористов над украинской проблематикою. их научные рефлексии обеспечили эмансипацию украинцев от ближайших соседей - поляков и россиян. Прежде всего культивировалась языковая эмансипация, ведь (согласно укоренившейся в том времени точки зрения) основной приметой отдельного народа была речь. В Галичине в обороне языка в начале XIX в. стали члены "организации первого" украинского возрождения "Общества греко-католических священников для распространения письмами просвещения и культуры среди верующих на основах христианской религии". Левицкий, И. Могильницкий, П. Назаревич, Д. Качановский, В. Сазанский, И. Турманович, И. Трилевский, И. Давидович, И. Снигурский. Первым же вичленив и подробно описал приметы украинского языка как собственно языка (а не "наречие", как твердила, прежде всего, подавляющее большинство представителей российских официальных и интеллектуальных слоев), которой с древнейших времен пользуется автохтон земли от Дона до Дуная - украинское население - Г. Максимович в своих трудах, написанных в 1827 - 1863 годах. Чрезвычайно ценными оказались и научные наработки О. Потебни (труды "Мысль и язык", "Язык и народность", "О национализме"), в которых ученый проследил взаимозависимость и взаимосвязанность мысли и языка.

Исторической, этнической эмансипации украинцев способствовали исследования в области истории, этнографии, этнологии, этнопсихологии. Выдающуюся роль в этом процессе, в частности, сыграли труды М. Костомарова, П. Кулиша, О. Конисского, П. Чубинского, Ф. Вовка, которые и подвели украинскую интеллектуальную элиту к декларированию украинско-российских противоположностей, уникальности украинского психоповедінкового архетипа. А кроме того - стали фунтом, на котором зародились идеи украинского мессианизма, что можно рассматривать как новую ступень кристаллизации собственно украинского политического мышления. В частности, сакрализация прошлого Украины, здефінювання украинской неповторимости, вера в то, что будущее человечество невозможно без Украины как его "краеугольного камня", были формой утверждения существования украинской национальности, отразились в творчестве членов Кирилло-Мефодиевского братства.

Етнодослідження способствовали четкому изучению границы украинской этнической территории (как и территории соседей - поляков и русских) и дали возможность утверждать, что поляки и русские посягают на земли, которые не принадлежат ни одним, ни вторым - собственно украинские земли, ведь именно украинцы издревле заселяют и обрабатывают. Кроме того, украиноведческие исследования подвели к обоснованию мысли о культурном единстве, этническую гомогенность народа, разделенного между Российской и Австро-Венгерской империями.

Одним из весомых достижений украинской политической мысли на украиноведческому этапе была формулировка вопроса украинской государственности. Сначала - в рамках славянской федерации. Именно такое видение проблемы было у членов тайных галицких организаций, существовавших в 1830-х годах - "Союз мужей", "Славянские республиканцы", "Демократически-военный союз". Сторонниками идеи становления украинской государственности были и члены "Русской троицы", а на Приднепровье - Кирилло-Мефодиевцы. Последнее принадлежало первенство в разработке проекта политического воссоединения восточной и западноукраинских земель. Речником "з'єдиненої Украины" был и отец В. Подолинский. Ему принадлежит и формулировка идеи самостоятельного украинского государства, обоснованной в "Слове предостережения".

С конца 50-х годов свой вклад в развитие украинской политической мысли сделали украинофилы (українолюбці, народники, народники). Украинофильство, являясь специфическим проявлением интеллектуального, духовного вызревания элиты, проявилось в деятельности общин, земском движении, в организации научной жизни, стремлении прессы, просвещении народных масс украинских земель, усилении связей между надднепрянцами и западными украинцами, в ориентации на европейские правовые и политические идеалы. Среди выдающихся деятелей периода - М. Драгоманов, В. Антонович, И. Житецкий, А. Конисский, Елена Пчилка, П. Косач, Г. Старицкий, М. Костомаров и др.

Пройдя фазу украинофильства с ее подъемами 70-х и спадами в 80-х годах, украинская интеллектуальная элита в конце века устами Леси Украинки произнесла: "Мы отбросили название "украинофилы", а зовемся просто украинцы, потому что мы такими существуем, кроме всякого "фільства".

Политическое сознание украинских интеллектуалов с конца XIX в. развивалось на плюралистическом идеологической почве, насыщенном идеями демократизма, либерализма, национализма, социализма. Соблазнение социализмом "российского образца" (в противовес драгомановському социализма - социализма еволюціоністському, западноевропейском) принесло ли не наибольший вред украинскому национальному движению, поскольку привело к оттоку значительного количества представителей украинской элиты в российских политических партий, российского социума. Они стали фактически "потерянными" для нации, из которой происходили.

Идейный спектр украинской политической мысли конца XIX - начала XX вв., представителями которой были В. Барвинский, Ю. Бачинский, В. Винниченко, М. Грушевский, Д. Донцов, М. Драгоманов, М. Зализняк, Т. Зеньковский, Б. Кистяковский, М. Ковалевский, Л. Когут, В. Липинский, М. Михайленко, М. Михновский, В. Назарук, М. Павлик, М. Порш, С. Рудницкий, М. Туган-Барановский, И. Франко, Л. Цегельский, М. Шаповал, С. Шелухин и др., был чрезвычайно насыщенным. Среди ведущих политических идей периода - идея расчета на собственные силы; солидаризма интеллигенции, ее патриотизма и профессионализма как предпосылки развития собственного государства; гражданского и социального мира; "всеукраїнськості" как средства преодоления регионализма (западноукраинского и надднепрянского); надэтничности объединяющей идеи; государства, которая обезопасит население и территорию, создаст условия для самовоспроизводства и самореализации народа; правового государства; социально справедливого строя; европеизма (политической ориентации на Европу, на западноевропейские демократические политические традиции, постепенной интеграции в Европу через установление федеративных (конфедеративных) связей и т.п.; отыскание "своего пути развития" и др.

В целом анализ уровня политического мышления украинской политической элиты излома XIX - XX вв. дает основания утверждать о том, что оно было своеобразным проявлением полноценных интеллектуальных процессов в организме нации. Заслугой элиты стало то, что она преподнесла "украинский вопрос" до уровня проблемы, стержнем которой стала идея собственного государства. Представители политической мысли смогли выделить внутренние и внешние факторы, которые приводили к безгосударственности. Они обосновали утверждение о том, что украинская нация имеет все необходимое в экономическом, политическом, культурном плане для создания собственного государства.

Концепции украинской государственности появились на почве осмысления причин возникновения государства, выяснение ее сущности, цели существования, функций, механизма деятельности. В процессе их разработки были обоснованы (конкретизированы) государственные границы Украины как границы в этнических границах; преимущества приобрела национально-государственная идея над национально-этнической; республиканский федерализм пришел на смену панслов'янському; идеи децентрализации общества (преимущественно в сфере политики и культуры) постепенно вытеснили нейтралістські, недемократические. Однако в сфере экономики часть интеллектуалов предпочтение отдавали централістським принципам. Распространение получили и идеи этнического единства, соборности Украины, антимілітаризму и космополитизма. Результатом их реализации должна стать "Великая Украина" - политически, экономически, культурно могучее государство.

Реакцией на нейтралістські, бюрократические, националистические и шовинистические проявления России и на равнодушие Австро-Венгрии к проблемам негосударственных народов стало культивирование в украинской политической мысли федералистской и самостійницької идей, что стало своеобразным противовесом идеи неспособности украинцев к государственной жизни. Идея украинской автономии была основательно проработанной, глубже укорененной в сознание элиты, была доминирующей в ее политическом думанні. Самостоятельное же идеал на рубеже ХІХ - ХХ вв. впервые получил политическое, экономическое, культурницьке обоснования. Разработка обеих идей, в основе которых лежало альтернативное видение путей государственного развития, сделали возможным быстрый переход на практике (в годы Украинской национальной революции 1917 - 1920 гг.) от федералистских к освободительных устремлений.

Документы: Антонович В. Моя исповедь. Избранные исторические и публицистические произведения. - К., 1995; Вывод прав Украины: Документы и материалы к истории украинской политической мысли. - Б. м., 1964; Гринченко Б. - Драгоманов М. Диалоги о украинскую национальную дело. - К., 1994; Грушевский М. Движение политической и общественной украинской мысли в XIX столетии. - СПб., 1907; Донцов Д. Модерное москвофильство. - К., 1913; Кистяковский Б. Избранное. - К., 1996; Когут Л. Украина и московский империализм. (Вступительные заметки).- Б. м., 1916; Костомаров Г. "Закон Божий (Книга бытия украинского народа). - К., 1991; Кулиш П. Избранные произведения. - К., 1969; Назарук О. О Вшех-поляков, их историю и тайну организации. - Львов, 1907; Рудницкий С. Почему мы хотим самостоятельной Украины? - Львов, 1993; Темницький В. Украинские сечевые стрельцы. (Мысли и внимания по поводу украинского вооруженного движения). - Вена, 1915; Украинская общественно - политическая мысль в 20 веке. Документы и материалы. - Мюнхен, 1983; Цегельский Л. Самостоятельная Украина. - Вена, 1915.

Андрусяк М. Очерки по истории галицкого москвофильства. - Львов, 1935; Андрусяк М. Генезис и характер галицкого русофильства в XIX - XX вв. - Прага, 1941; Будзиновский В. Шли деды на мучения (Введение в историю Украины). - Львов, 1925; Вебер М. Историческій очерк освободительного движенія в России и положение буржуазной демократии. - К., 1906; Гелей С. Консервативное течение в общественно-политической мысли Украины XIX ст. - Львов, 1996; Грицак Я. Очерк истории Украины. Формирование современной украинской нации XIX-ХХ века. - К., 1996; ГумпловичЛ. Национализм и интернационализм в XIX веке. - К., 1906; Дорошенко Д. Из истории украинской политической мысли во времена мировой войны. - Прага, 1936; Жаботинский В. Избранные статьи по национальному вопросу. - К., 1991; Жернокпєєв О. Украинская социал-демократическая партия (1899 - 1918). - Ив.-Франковск, 1997; Кармазіно М. Идея государственности в украинской политической мысли (конец XIX - начало XX века). - М„ 1998; Касьянов Г. Украинская интеллигенция на рубеже ХІХ - ХХ веков. Социально-политический портрет. - К., 1993; Кухта Б. Из истории украинской политической мысли. - К., 1994; Левицкий К. История политической мысли галицких украинцев. 1848-1914. На основании воспоминаний. - Львов, 1926; Лысяк-Рудницкий И. Исторические эссе: В 2 т. - К., 1994; Оршан Я. Развитие украинской политической мысли за сто лет. - Лондон, 1938; Охримович Ю. Развитие украинской национально-политической мысли // Учебный курс. - Брюссель; Мюнхен; Лондон; Нью-Йорк; Торонто, 1970. - Ч. С; Пизюр Есть. Конституционная программа и теория М. Драгоманова // Journal of Ukrainian Studies. - Vol. IX. - № 2. - Foil 1981. - P. 417 - 430; Потульницкий В. Очерки по украинской политологии. - К., 1994; Степанюк В., Довбищенко Я. Из истории украинского социал-демократического движения (1900-1918 гг.) - Харьков, 1918; Шпорлюк Р. Украинское национальное возрождение // Украина: наука и культура. - Вып. 25; Украинская идея. Исторический очерк. - К., 1995; Щурат В. На рассвета новой эпохи. Статьи и заметки. К возрождению Гал. Украины. - Львов, 1919; W. Feldman Stronnictwa и programy polityczne w Galicyi. 1846 - 1906. - Т. 2. - Krakow, 1907; Wasilewski L. Ukraina и sprawa ukrainska. - Krakow, 1911; Bibs L R. The Intellectual Development of V. Lypynskyj: His world View and Political Activity before World War I // Harward Ukrainian Studies. - Vol. IX. - № 3-4. - December, 1985. - P. 263 - 285; Himka J.-P. The Greek Catholic Church and Nation-Bulding en Galicia. 1772-1918 // Ibid. - Vol. VIII. - №3-4. - December, 1984. - P. 426 - 452; Himka J.-P. Young Radicals and independent Statehood: The idea of a Russian Nation-State, 1890 - 1895 // Slawic Review. - Vol.41. - № 2. - 1982. - P. 219 - 235.

М. Кармазина