Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ЛИПИНСКИЙ Вячеслав Казимирович (05.04,1882, с. Затурцы на Волыни - 14.06,1931) - выдающийся рус, социальный мыслитель, полит, деятель, социолог и историк. В 1903 1905 гг. изучал агрономию и историю в Ягеллонском ун-те в Кракове, с 1906 по 1907 гг. занимался социологией в Женевском ун-те. Испытал влияние Ж. Сореля, Г. Михельса, Г. Моски. В своем главном полет, произведении "Письма к братьям - хлеборобам" выступает идеологом монархического консерватизма. Наравне с В. Парето и Г. Москою Л. является создателем теории элиты. В учении об элите Л. выступает продолжателем макіавеллівської традиции полет, мысли. Он считает, что неотъемлемым атрибутом любого общества является наличие в нем высшего, привилегированного слоя, способного преодолеть деструктивные сусп. тенденции, создать и защитить нац. государство. И в. образцами элит для Л. служили рыцари-феодалы, французское дворянство времен абсолютизма, офицеры Наполеона, прусские юнкера "времен развития Германской империи", финансовая буржуазия современной Франции и Америки, рус. бюрократия "периода Петербургской империи", англ. рабочая аристократия. В истории Украины существовали, по В. Липинским, два периода господства нац. элиты - варяжско-княжеский и казацкий,

Элиту характеризуют два признака: сила и авторитет. Сила правящей элиты основана на стихийной воли к власти, умении владеть техн. средствами ведения войны и организации промышленного и с.-г. в-ва. Авторитет элиты связан с легитимностью власти. Смена правящей элиты может происходить в двух формах. Для сильных и жизнеспособных наций характерна ситуация, когда наиболее здоровая часть старой аристократии привлекает к себе ценой взаимных уступок наиболее активные элементы новой элиты. Второй путь - рев., он является характерным для слабого аристократии, которая гибнет, не имея возможности ассимилировать новые силы, которые рвутся к власти.

По способу организации господства Л. различает три типа элит: охлократию, класократію и демократию. Типы господства элит отличные от формы правления и полит, режима. Так, по Л., монархия возможна при господстве как охлократической, так и демокр. и класократичної элиты. Власть охлократии характеризует такой тип организации нац. элиты, когда нет классового деления общества, а вместо него существует политически безформений, экономически и "расово недифференцированный толпу (охлос) и те, кто руководит этим безкласовим толпой с помощью вооруженной и внутренне крепко спаянной организации. Класократія представлена наличием в обществе "органических" классов, общ. общественной моралью и высоким моральным авторитетом аристократии. Господство демокр. элиты приходит на смену класократії, когда вместо органических классов появляется хаотический конгломерат демократично равных индивидов, связанных условно в одно нац. целое. Распад классов сопровождается потерей общ. морали и веры, которые вытесняются голой рациональностью и утилитаризмом.

Будущее Украины Л. усматривал в установлении власти класократичної элиты во главе с гетманом.

Л. - создатель своеобразной полет, антропологии. Характеристики полет, типов человека обусловлены наличием в обществе основных форм разделения труда: война, в-во и идеология. Относительно войны выделяется тип "войовника" и "не войовника", а по материальной труда - тип "продуцента" и "нещюдуцента". Каждый тип полит, элиты характеризуется определенным типом лица: для класократії - это тип войовника - продуцента, для охлократии - войовника-непродуцента и для демократии - невойовника-непродуцента. Ідеол. теория принимает совершенно разные полет, последствия в зависимости от того, какой тип лица ее реализует.

Тв.: Письма к братьям-хлеборобов. Вена, 1926; Религия и церкви и истории Украины. Филадельфия, 1925.