ЛИДЕРСТВО составляющая социально-психол. механизм интеграции групповой деятельности, благодаря которому лицо или несколько лиц, выполняя ведущую роль, направляют деятельность группы как в производственной, так и позавиробничій сферах; влияние авторитета (официального или неофициального) индивида на поведение членов группы или первичного коллектива в целом. Это влияние осуществляется на основе групповых ценностей и норм в рамках межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Л. является проявлением процесса самоорганизации группы. Этот процесс заключается в том, что группа при определенных условиях наделяет наибольшим авторитетом одного из своих членов - лидера, который полнее других выражает групповые ценности и нормы поведения, способствует достижению групповых целей. Взаимодействие процессов руководства (деятельности официального руководителя) и лидерства предопределяется уровнем интеграции группы. В основном официальный руководитель является и неофициальным лидером группы.
Однако официальный руководитель может и неэффективно выполнять свои функции, если он не способен обеспечить четкое взаимодействие подчиненных для достижения целей, поставленных перед коллективом, или потерял с ним взаимопонимание. При таких обстоятельствах неофициальный лидер на основании своего авторитета может действенно влиять на поведение членов коллектива, отстаивать его интересы. Однако может возникнуть и такая ситуация, когда неофициальный лидер выполняет не конструктивную, а разрушительную функцию. В таком случае эффективность коллективной деятельности снижается.
Для обеспечения успешной жизнедеятельности трудового коллектива, оптимїзацїї управления им желательно, чтобы официальный руководитель опирался на резерв неофициальных лидеров, находящихся с ним в деловых отношениях, и все они вместе составили бы ядро коллектива, имели единые ориентации в решении общих задач.
По характеру воздействия лидера на членов группы Л. бывает авторитарным, то есть таким, который основывается на применении личной власти лидера, и демократическим, которое обеспечивает широкое участие всех членов коллектива в формировании целей и управлении его деятельностью. Эффективность лидерского стиля напрямую зависит от уровня развития группы как коллектива.
Следует отметить, что на фоне глубинных социально-экон. изменений, требующих значительного социально-психол. обеспечения, механизм Л. приобретает все большей актуализации на всех уровнях своего функционирования (от группы, организации до масштабов государства).
Это предъявляет чрезвычайно высокие требования к лицам, претендующим на Л.: их профессиональной подготовки, знания людинознавчих дисциплин, этических стандартов поведения.