Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел шестой
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
СВОБОДОМЫСЛИЕ. СВОБОДА СОВЕСТИ
2. Радикальные формы свободомыслия

Французский атеизм.

Развитие капитализма в Европе способствовал гибели феодального строя. Решительного удара европейском феодализма нанесла Французская буржуазная революция (1789 - 1794 годов).

Понятно, что социальная революция была бы невозможной без соответствующего идеологического основания, что непременно включало в себя и борьбу с идеологией Средневековья. Именно это и вызвало появление на исторической арене французских просветителей XVIII в. с их материализмом и атеизмом.

Один из представителей раннего просвещения был Пьер Бейль - выдающийся скептик, критик схоластики, выдвинул требование веротерпимости и свободы совести, разграничение морали и религии, разума и веры, науки и религии. Тогда же с более радикальными мнениями выступил Жан Мелье - выйдя из народа и проведя среди народа всю жизнь, Жан Мелье выражал мысли и чаяния сельской бедноты. Будучи священником не имел возможности открыто излагать свои взгляды. Оставил яркий произведение «Завещание», который впервые стал известен общественности в 30-х годах XVII в. в рукописных списках. Полностью «Завещание» опубликовано лишь в 1864 году. В «Завещании» Жан Мелье рассматривал религию как продукт невежества и обмана. Как и большинство мыслителей после него, определил социальную роль религии. Жан Мелье хорошо знал историю и теорию религии. Критика религиозных догм особенно обоснованная и убедительная. Эта критика велась с позиций материалистической философии. Выступления сельского священника свидетельствуют, что во Франции XVIII в. вільнодумно-атеистические идеи постепенно выходили на арену общественной мысли. Об этом свидетельствует и творчество аристократа Франсуа Мари Вольтер (Аруэ), который неустанно борется с ортодоксальными формами религии и, прежде всего, с католицизмом как главной идейной опорой феодальной монархии. Лозунг «Раздавите гадину?», под которой понимал католическую церковь, определяло всю философскую и публицистическую деятельность Франсуа Вольтера. Полны иронии и сарказмом выступления против инквизиции и иезуитов, против суеверных и коварных монахов, религиозного ханжества и фанатизма вошли в историческую сокровищницу свободомыслия. По подсчетам Франсуа Вольтера в периоды инквизиции население Европы сократилось почти на треть. Материалистически объясняя явления природы, Франсуа Вольтер разделял позиции деизма: оставлял место для Бога как верховного разума, как законодателя природы. Франсуа Вольтеру принадлежит известное высказывание: «Если бы Бога не было, его надо было бы выдумать».

Свободомыслие законченной атеистической формы изложены в произведениях французских материалистов, Жана Ламетри, Дени Дидро, Клода Гельвеция, Поля Гольбаха. Которые полностью отрицали религию и отвергали идею Бога (атеизм с греческого: «а» - возражаю, «Йеоз» - бог). Идеологом энциклопедистов, как их называли, организатором издание «Энциклопедии наук, искусств и религии» был Дени Дидро. Если первые произведения Дени Дидро «Философские мысли» и некоторые другие написаны в духе Франсуа Вольтера, с позиций деизма, то уже позднее в «Письме о слепых в назидание зрячим» решительно становится на позиции материализма и атеизма. В письме, а также в «Мыслях об изучении природы», «Разговоре д'Аламбера с Дени Дидро», «Сне д'Аламбера», «Философских принципах движения материи» Дени Дидро отстаивает идею материальности мира, рассматривает окружающие вещи и явления как конкретные формы существования единой, вечной, нестворимої материи. Остро критикуя не только религию и идеализм, но и деизм, Дени Дидро утверждал единство материи и движения и, приближаясь к диалектической идее самодвижения материи, решительно отрицал деїстичне утверждение о существовании Бога как первопричины мира. С материалистических позиций подходил Дени Дидро и к вопросу взаимодействия материи и сознания. Оспаривая утверждение о божественном происхождении сознания, пытался доказать единство материи и сознания, способность человеческого разума с помощью наблюдения природы, размышлений и опыта познать мир. В своих философских и художественных произведениях («Монахиня», «Племянник Рамо» и др.) Дени Дидро подверг уничтожающей критике религиозную мораль.

Один из ближайших единомышленников и друзей Дени Дидро - систематизатор мировоззрения французских материалистов Поль Гольбах, сыграл определенную роль в развитии атеистической мысли «Системе природы» - по выражению современников, своеобразной Библии материализма, изложены основные материалистические идеи XVIII вв.: признание вечности и нестворимості мира, единство материи и движения, наличие объективных закономерностей в развитии материальной действительности, обоснования могущества человеческого разума. Никто до Поля Гольбаха так категорически не раскрывал реакционной роли религии в истории общества, ее прислужничества феодальной государству. Современники сравнивали произведения Поля Гольбаха с бомбами, «сыплются градом на дом Божий», а католическая церковь сжигала и включала их в «индекс запрещенных книг», поэтому не удивительно, что книги Поля Гольбаха нередко публиковались анонимно. Философ постоянно находился под наблюдением тайной полиции и считался духовными и светскими властями одним из найзловмисніших атеистов во всей Франции.

Славу одного из самых решительных противников религии одержал философ Клод Гельвеций. Эта слава закрепилась за ним после выхода в свет труда «О разуме», пропитанной духом материализма и атеизма. Король, архиепископ Парижский и сам Папа Римский осудили и запретили книгу Клода Гельвеция, в которой изложены «гнусное учение, что пытается сломать основы христианской веры». в 1760 году книга была публично сожжена у подножия главной лестницы парламента. Второй значительный произведение Клода Гельвеция «О человеке» смог увидеть свет лишь после смерти. Философ доказывает пагубность религии «для национального блага», выступал против религиозной нетерпимости, защищал свободу совести.

Радикальная критика религии и церкви, что ее осуществили французские материалисты XVIII в., имела свое продолжение в творчестве немецкого материалиста и атеиста Людвига Фейербаха. Первое его выступление на философской арене имел выраженную атеистическую направленность. В 1830 году анонимно публикуются «Мысли о смерти и бессмертии», где решительно отвергаются догмы ортодоксального христианства о бессмертии личной души. Официальная философия и теология ответили на это жестокой травлей Людвига Фейербаха, ему навсегда закрыт путь к университетской кафедры. В 1841 году Людвиг Фейербах публикует выдающийся атеистическое произведение «Суть христианства», а в 1845 году - «Суть религии». Эти произведения, наряду с другими философскими произведениями Людвига Фейербаха, стали теоретическим вкладом в развитие атеизма. В них критика религии осуществляется с позиций материалистической философии. Материалистическим взглядам предоставляется антропологическая форма. Психика человека считается полностью зависимой от ее тела, следовательно, вопросы взаимодействия сознания и бытия - это вопрос взаимодействия души и тела, ведущей роли тела в жизненных процессах, поэтому философия может быть лишь антропологической. Именно этот принцип Людвиг Фейербах применил для разоблачения религии. Все тайны религии искал в природе человека, в ее реальной жизни. Благодаря такому подходу в любых абстрактных положениях всегда можно найти конкретное содержание.

Людвиг Фейербах первым дает глубокий психологический и гносеологический анализ религии как искаженной сознания, фантастического отражение связи человека с действительностью, открыл так называемое религиозное чувство, которое от природы вызывает у человека религиозность. Религия есть сон человеческого духа, но и во сне люди находятся не на небе, а на земле. Исходя из антропологического материализма, Людвиг Фейербах пришел к выводу, что основой всех религий является зависимость человека от природы: не Бог создал человека, а человек создал Бога по своему образу и подобию, пришел к пониманию гносеологічних корней религии, усматривая в развитии абстрактного мышления и возможность отрыва общих понятий от реальных явлений. Несмотря на применение материализма к философской критики религии и даже на определенную историчность в подходе к религии, Людвиг Фейербах благодаря антропологізму рассматривал религию как позаісторичну категорию, но так и не дал конкретного исторического анализа религии. Игнорирование историчности религии оказалось в поисках нравственного ядра в религии, ее функции как средства связей людей в обществе. Поэтому этическое учение не смогло обойти религию. Отрицая существующие религии, особенно христианство, выдвигается идея создания новой религии, обожествление человека и человеческих чувств по принципу «человек человеку - бог», что оставило его на просветительских позициях предшественников.

Более радикальными в своих взглядах на религию, русские революционные демократы: Николай Чернышевский, Виссарион Белинский, Александр Герцен, Николай Добролюбов, украинские демократы Михаил Драгоманов, Иван Франко и др. Став на позиции материализма под влиянием естествознания и знакомства с трудами Людвига Фейербаха, Александр Герцен не остановился на метафизическом материализме, а пытался соединить материализм с диалектикой, которую называл алгеброй революции. В философских трудах «Дилетантизм в науке» и «Письма об изучении природы» с позиций материализма и атеизма освещаются коренные вопросы философии - взаимодействия мышления и бытия, узнаваемость мира и т.д. В журнале «Колокол» Александр Герцен называл православное духовенство прислужником полицейской церкви, а московского митрополита Филарета - митрополитом с белым клобуком и жандармскими аксельбантами.

Определенное место в борьбе против религии принадлежит Виссариону Белинскому, который стал одним из непримиримых борцов за революционное будущее России, врагом самодержавия. Особое место в творчестве принадлежит критике православия, которое было «опорой кнута и невежества». В письме Николая Васильевича Гоголя изложил взгляды революционной демократии и значение атеизма для освободительной борьбы народа. Критикуя Николая Гоголя, который считал религию полезной для народа, Виссарион Белинский писал, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в проповедях, не в молитвах, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности, пробуждении в народе чувства человеческого достоинства.

Николай Чернышевский в трудах «Суеверие и правила логики», «Борьба пап с императорами» и других рассматривал религию как идеологическую опору господствующего класса, делает вывод, что только народная революция может открыть массам путь к образованию, к распространению естественно-научных знаний и освобождение человека от религиозных верований. Много внимания уделялось вопросам происхождения религии. Религия берет начало от невежества людей; подчеркивалось значение экономического бытия в появлении и эволюции религиозных верований.

Тогда же в Украине идеи свободомыслия освещаются в творчестве Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки, Михаила Драгоманова. Характерными для их отдельных произведений мягкие формы свободомыслия, проявившиеся в антирелігійному скептицизме и індиферентизмі, критике отдельных религиозных догм, наставлений религиозной морали, разоблачение сути самодержавной православной церкви и др. В XVIII - XIX вв. свободомыслие набирает широкий размах, особенно активно выступают против религии французские атеисты, русские революционные демократы радикальную атеистической формы и др. Абсолютизация социально-классовых аспектов развития общества привело к воинствующего атеизма с тезисом о запрете религии. Последовательное разворачивалось свободомыслие среди марксистов, в большевистской практике построения атеистического общества.

Формируя учение освободительной борьбы пролетариата, Карл Маркс и Фридрих Энгельс охватили много разнообразных теоретических проблем, в том числе и религиозных. Религия, утверждали марксисты, является ничем иным, как отражением общественной жизни, которое порождают условия материального бытия общества. Наряду с раскрытием материальной основы, на почве которой возникает и существует религия, подчеркивалась и социальная роль религии. Марксизм постулировал, что религия, будучи бегством человека из мира действительного в мир выдумок (иллюзий), мешает практическому преобразованию природы и общества, является своеобразной преградой на пути общественного прогресса. Тем самым религия служит господствующим классам, а именно: способствует существующем порядке вещей. Марксизм подчеркивал, что есть возможность научно решать проблему религии за счет практической революционной действия, преодолевать религию изменяя отношения классового общества, способствовали угасанию ее роли в духовной жизни человека.