Основы философских знаний
Раздел шестой РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ СВОБОДОМЫСЛИЕ. СВОБОДА СОВЕСТИ
1. Становление и развитие свободомыслия
Свободомыслие в эпоху Возрождения.
Развитие свободомыслия в Западной Европе продолжалось в период разложения феодального общества и начала формирования капиталистических отношений. Этот период приходится на XV XVI вв. Возникновение капиталистического уклада сопровождалось развитием науки, особенно естествознания, что способствовало усилению материалистической тенденции в философии. Это обстоятельство, а также обострение классовой борьбы в феодальном обществе способствовали возрождению античного свободомыслия и подъему на новый,
высшую ступень. Выступления против католической церкви происходили в религиозной форме. Так, в XIV - XV вв. в Англии распространилось движение против папства, теоретиком которого выступал Дэвид Уїкліф - религиозный реформатор, священник. Ограниченная критика католической церкви воспринята народом с определенной антирелигиозной направленностью, совсем не так, как хотелось. XV в. ознаменовалось в Чехии мощным движением против церкви, известным под названием гуситского. Ян Гус, который возглавил движение, выступал против авторитета церкви и противопоставлял «Святому Писанию» человеческий разум и опыт.
В XVI в. в западноевропейских странах антифеодальное движение и борьба против католической церкви набрали наивысшего отражения в эпоху Реформации, которая осуществила буржуазный идеал " дешевой церкви. Антикатолические настроения масс ярко проявились в период Крестьянской войны в Германии (1524 - 1525 года). Одним из вождей войны выступал Томас Мюнцер, который был пантеистом, подвергал критике не только католицизм, но и все христианство, не признавал Библии и осуждал выдумки о «царство Божье». Учение Томаса Мюнцера по сути - революционное, хотя по форме - религиозное.
В эпоху Возрождения свободомыслящие идеи набрали достаточно широкое распространение. Вольнодумными идеями увлекаются философы, ученые, писатели, публицисты. Общеизвестным является произведение «Декамерон» итальянца Боккаччо. Здесь не только откровенно высказывается свое враждебное отношение к попам и монахам, но и прямо выступает против религии. Так, в новелле о три кольца проводится мысль, что иудаизм, ислам и христианство по своей сути одинаковы. Немецкий гуманист Урхо Гуттен, несмотря на то что сам принадлежал к умеренного крыла реформизма, своими произведениями объективно способствовал распространению свободомыслия, потому что превзошел своих современников в сатирическом разоблачении богословских несуразностей. Тогда же хорошо известный Пьер Помпонацці из Падуи, ссылаясь на материализм, отверг догмат о бессмертии души и противопоставил утверждение о связи мышления с чувственным восприятием природных явлений. К вольнодумцев тогда же принадлежал и гениальный итальянский художник, ученый, инженер и философ Леонардо да Винчи. Католическую церковь называл магазином обманов, резко критикуя теологию и суеверия. Используя библейские сюжеты и темы, Леонардо да Винчи в своих произведениях пропагандировал реализм и радость жизни.
В XVI в. колоритной фигурой свободомыслия является французский философ Мишель де Монтень. Исходя из принципов скептицизма, Мишель де Монтень высмеивает идею бессмертия души, суеверие духовенства, религиозную мораль и религиозный догматизм, хоть полностью и признавал существование Бога. Наибольшее значение в развитии и обосновании свободомыслия в эпоху Возрождения: малая научная деятельность Николая Коперника и Джордано Бруно. Острой критике подверг геоцентрическую систему Птоломея, по которой центром Вселенной считалась Земля, вокруг которой якобы двигались Солнце и планеты, научно доказал суть гелиоцентрической системы, по которой центром планетной системы является Солнце. Это - ощутимый удар по библейскому учению о Вселенной. Последователи характеризовали научную деятельность Николая Коперника как революционный акт, которым естествознание заявило о своей независимости от теологии.
Джордано Бруно решительно отверг непоследовательность учения о двойственности истины. Истина принадлежала только науке, говорил Джордано Бруно. По его учению, Вселенная единственный, материален, вечен и бесконечен. Церковь с исключительной враждебностью относилась к научной деятельности Джордано Бруно. Вынужденный скитаться по чужим странам, Джордано Бруно схвачен инквизиторами и после восьмилетнего заключения приговорен к смертной казни. 17 февраля 1600 года в Риме на Площади цветов Джордано Бруно сожжен. Такая же участь постигла и Леона Ванини. Его произведения и выступления не такие оригинальные, как у Джордано Бруно, он не пошел дальше пантеизма. Но в истории навсегда страшным обвинением инквизиции осталась его мужественная смерть. В погребальном саване и с факелом в руке его вели по улице, потом тащили конем, как труп самоубийцы, после чего отрезали язык и сожгли на костре.
В конце XVI - XVII в. произошло новое возвышение свободомыслия связано с развитием материализма в период ранних буржуазных революций в странах Западной Европы. Это период интенсивного роста производительных сил общества, усиление связей между народами, новых успехов и побед науки. Развитие естествознания требовал освобождения науки от опеки церкви. Свободомыслие в период ранних буржуазных революций развивалось под влиянием гениальных идей Галилео Галилея, научная деятельность которого стала особенно поразительной для религии. Получив новые, более основательные подтверждения гелиоцентрической системы Николая Коперника подверг критике учение о принципиальном отличии земного от небесного. Галилео Галилей критически относился к религии, хотя вынужден это скрывать. «Только со смертью догмы начинается наука» - подчеркивал Галилео Галилей. Свое критическое отношение к религии прикрывал теорией двоякой истины и не мог отойти от деизма. За борьбу против религиозных догм Галилео Галилей преследовался церковью и вынужден согласиться на унизительную процедуру отречения от учения Николая Коперника о гелиоцентрическом систему построение Вселенной. Однако после отречения сказал о Земле: «А все же она вертится!» Современник Галилея английский философ Фрэнсис Бэкон - родоначальник английского материализма и экспериментальной науки. Добивался освобождения от теологии, от ошибок, которые закрывают от людей действительность. Объективно способствуя развитию свободомыслия, Фрэнсис Бэкон, однако, нигде не заявил о нем, не смог подняться выше теории двоякой истины. Более решительный характер мало свободомыслие Томаса Гоббса, который вел упорную борьбу за вытеснение религии из философии и науки, выступал против теории двоякой истины, отрицал идею Бога и бессмертия души. Еще последовательнее обнаружил свои свободные взгляды французский ученый Пьер Гассенди, который в своих работах по естествознанию, дискутировал с Галилео Галилеем, стал сторонником и пропагандистом атомистического учения Ешкура.
Выдающаяся фигура свободомыслия XVII ст. Бенедикт Спиноза, который в 1670 г. опубликовал «Богословско-политический трактат», где подробно изложил свои материалистические и свободомыслящие убеждения. Основой всего мира есть вечная, бесконечная субстанция, которую отождествлял с природой. Бенедикт Спиноза доказывал, что человек способен познать природу, что научное знание является единственной формой знания. Отождествляя, как и Джордано Бруно, бога с природой, Бенедикт Спиноза, по сути, пантеист. Значительной заслугой Бенедикта Спинозы, является анализ Библии. Исследователь обнаружил в Ветхом Завете большое количество противоречий, доказал, что Моисей, которому богословская традиция приписывала авторство первых пяти книг Библии, не мог быть автором. Своим «Богословско-политическим трактатом» Бенедикт Спиноза вызвал враждебное отношение к себе со стороны ортодоксов. Благодаря трактата прославился как вольнодумец, который положил начало научному анализу Библии.
Итак, XVI и XVII вв. ознаменовались новыми шагами в развитии вольнодумных взглядов, а выступления с критикой религии преимущественно маскировались пантеїзмом и деїзмом.