Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел шестой
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
СВОБОДОМЫСЛИЕ. СВОБОДА СОВЕСТИ
2. Радикальные формы свободомыслия

Естественно-научное свободомыслие.

Положительные знания о живой и неживой природе, о человеческом организме, полученные в процессе практической деятельности, не сразу начали конфликтовать с религиозным пониманием мира. Длительный период естественнонаучные знания без явных противоречий укладывались в рамки религии. Часто служители культа, преследуя культовую цель, сами принимали участие в исследованиях природы. В древности египетские и вавилонские жрецы, чтобы от имени богов передвістити начало разливов Нила, Тигра и Евфрата, вели наблюдения за движением небесных светил, периодичностью времен года, составляли календарь. Монахами были и такие ученые и мыслители Средневековья, как Роджер Бэкон, Николай Кузанський, Николай Коперник, которые искренне верили в то, что полученные ими как итог исследований и размышлений выводы помогут лучше познать волю Господню. Однако на определенном этапе возрастающее количество естественно-научных знаний вошла в конфликт с религиозным пониманием мира. Этот конфликт все больше углублялся, проявляя несостоятельности религиозных взглядов. В древности наиболее развитой попыткой противопоставить религиозному объяснению мира его естественное объяснение было атомістичне учение Демокрита, Эпикура, Лукреция. Главную идею - признание существования в основе вещей мельчайших неделимых движущихся частиц - атомісти подкрепили знаниями, почерпнутыми в результате наблюдений за различными явлениями повседневного бытия. Однако это лишь догадки, которые намного опережали свое время. Успехи естествознания XVI ст., венцом которых стало гениальное открытие Николая Коперника, послужили материалом для созданной Джордано Бруно пантеистической концепции Вселенной. За ней, Вселенная отождествляется с Богом, не имеет границ в пространстве и времени, заполненный множеством миров, где вокруг своих осей вращаются населенные разумными существами планеты. Значение теории Николая Коперника вышло далеко за пределы ее астрономического содержания. Объективно теория нового понимания места человека во Вселенной призвала отказаться от представления о библейского антропоморфного Бога, который управляет, подобно самодержца, ходом событий в мире.

Лишив Землю значение центра Вселенной и установив ее настоящее место как одной из планет, движущихся вокруг Солнца, учения Николая Коперника предполагало существование других миров, подобных Солнечной системы. Для управления Вселенной, который не имеет границ и включает множество миров, Бог мог быть допущен только как безликая активная сила, разлитая повсюду в природе, но которая не является личностью. Джордано Бруно считал, что Бог - это душа мира, неразрывно с ним слита. Успехи математики и механики в XVII - XVIII вв. привели к развитию деїстичних взглядов. Всемирные законы механики способствовали созданию механистической картины мира, в которой Бог оказался ненужным для описания Вселенной. Отвергая идею Бога как управляющего природой, механістичне понимание мира оставляло ему функции только творца первоматерии и першоруху.

Деизм - форма вольнодумного понимание мира, наиболее соответствующего уровню естественнонаучных знаний второй половины XVII XVIII вв. Когда же идеологи революционной французской буржуазии, движимые ненавистью к феодальным порядкам и неприятием их религиозного оправдания, полностью отказались от идеи Бога и пытались дать целостное естественнонаучное объяснение мира и человека, поднялись над уровнем науки и ввели положение о движении как об атрибуте материи, пространство и время как формы ее существования. XIX в. стал веком торжества атомістичних идей. Гениальное открытие Дмитрия Менделеева - периодический закон, который раскрыл связь изменения качеств химических элементов и их соединений с ростом атомной массы, показало внутреннее единство химических элементов. Спектральный анализ, который стал в середине XIX в. средством познания внутренней природы космических тел, обнаружил общность состава вещества различных объектов Вселенной: Земли, Солнца и других космических тел. В 20 - 30 годах XIX в. в области исследования живой природы было открыто, что клетка является элементарной структурной единицей растений, животных и микроорганизмов. Этим самым доказана специфичность структурной строения живой материи по сравнению с неживым. Известный исследователь Луи Пастер доказывал, что в природе не происходит создание даже простейших, одноклеточных организмов из неживого вещества (самозарождение). Это еще больше укрепило убеждение в качественном отличии живого от неживого. Существовали научные факты, которые подтвердили, что, несмотря на различие живого и неживого, между ними нет непроходимой грани. В 1828 году впервые синтезированы мочевину - органическое вещество ранее находили только в живом теле. Вслед за этим естествоиспытатели синтезировали и много других органических соединений. Позже выяснилось, что белки - вещество, крайне важное для процесса жизнь и сложная по строению. Состоит из органических соединений - аминокислот, которые, соединяясь между собой в определенном порядке, создают цепь белковой молекулы.

После открытия Николая Коперника ни одна теория не имела такого разностороннего вольнодумного значение, как дарвинизм. Теория Чарльза Дарвина доказала развитие видов и способствовала возникновению мнения, что разнообразие современного животного и растительного миров берет свое начало от немногих первобытных форм жизни. Удивительная приспособленность животных и растительных организмов к среде их существования, целесообразность их строения и поведения объяснены как следствие отбора, в процессе которого все неприспособленное погибает. Этот механизм создания и изменения видов не имеет ничего общего с библейскими мифами о сотворении жизни Богом. Теория Чарльза Дарвина помогла научно решить вопрос о происхождении человека. Указывая на значительное количество существенных черт сходства в строении и физиологии человека и высших обезьян, исследователь пришел к выводу, что человек произошел от обезьяны и является творением эволюции всего животного мира. Найденные археологами остатки костей существ, которые являются промежуточным звеном между человеком и высшими видами обезьян, фактически подтвердили этот вывод.

Бесконечность мира по-своему раскрывается наукой в космической отрасли. Мир звезд, о которых в XIX в. знали только то, что звезды шары, подобные Солнцу, оказался чрезвычайно разнообразным. Оказалось, что существует много различных типов звезд. Звезды отличающиеся между собой по размерам, температурой, массой, химическим составом. Большим достижением современной астрономии является установление того, что некоторые звезды имеют собственные спутники. Гениальное предвидение Джордано Бруно о множестве миров в Галактике подтверждается. Мир звезд и галактик предстал перед современной наукой как мир, который развивается, где одни объекты молодыми с еще не установленным режимом внутренних процессов, вторые - на протяжении миллиардов лет сохраняют свое состояние почти без изменений, третьи - близки к разрушению. Интересные исследования околоземных цивилизаций ведут ученые всего мира. Этой проблемой заняты ученые, которые работают в различных отраслях знаний: в частности, астрономы изучают условия возникновения жизни и разума в космосе и вероятность их распространения. Речь идет, по сути, о степени заселенности Вселенной, наличие космических систем, схожих с Солнечной системы. Жизнь и ум представляются подобными в основных чертах к земным, а условия их существования - аналогичными условиям Солнечной системы. Хотя в такой постановке вопроса чувствуется значительное влияние гео - и геліоцентризму, но это плодотворный путь исследования. Биологи обращают внимание на возможность космического определение понятия жизни, изучают общие механизмы зарождения и развития жизни. Так, если место воды на других планетах (азотных) занимает аммиак, то биохимической основой жизни могут служить аммиачные органические соединения. Если пьем воду и дышим кислородом, то не исключено существование организмов, которые пьют аммиак и дышат азотом. Конечно, все эти не углеводороды варианты жизни более абстрактные и менее очевидны, чем структуры, родственные с земной жизнью.

На естественно-научный характер критики религиозной картины мира среагировали практически все религиозные конфессии, вернее, их просвещенные представители. Хотя их взгляды не признавались ортодоксами, но постепенно попытки примирить науку и религию, знание и веру, установить полную гармонию между ними реализовалось в неотомізмі, философии всеединства, тейярдизмі т.д. Так, софиолог Павел Флоренский считал, что между Богом и человеком существует промежуточная инстанция София, іпостасна природа которой обеспечивает движение вверх (восхождение нас) и движение вниз (восхождение к нам). Отсюда задачей религии является необходимость синтезировать знания разных отраслей науки, философии, культуры, искусства для создания целостного мировоззрения. Наука не может его дать, потому что достигает лишь вторичных причин и раскрывает внешний связь событий, а это ведет к жизни без Бога и, в конце концов, к деградации, гниения культуры, к гибели цивилизации. Софийное толкование Вселенной ведет к выявлению истинных причин всего существующего, касающихся сверхъестественного порядка бытия, то есть Бога.

Заслуживает внимание современное объяснение проблем взаимодействия религии и науки, как тейярдизм, получившее название от имени члена ордена иезуитов, всемирно известного ученого-антрополога Пьера Тейяра де Шардена, который сосредоточивал внимание вокруг двух главных проблем: развития природы и развития общества. Четко выраженный эволюционизм и историзм яркая черта мировоззрения П'ера Тейяра, который убежден, что понимание действительности как эволюционного процесса является единственно нірним и полностью подтверждено. Констатируя качественное своеобразие явлений жизни и их неперехідність до низших форм существования материи, Пьер Тейяр рассматривает жизнь как универсальное и изначальное явление. Натурфілософську концепцию Пьера Тейяра можно назвать панбюлогізмом (или органіцизмом), которая утверждает, что любое природное тело - это, по сути, живой организм и в природе нет ничего неживого. По мнению Пьера Тейяра, вся разница между неорганическим и органическим миром сводится к тому, что в неорганическом жизни существует в неразвитой и темной от человеческого восприятия форме, между тем как в органическом биологические процессы мощно развились и поэтому выступили, так сказать, на самой поверхности вещей. Сделано попытку ассимилировать идею развития на почве религиозного мировоззрения, создав собственную систему христианского эволюционизма, должна была примирить науку и религию, полностью принимая и ни в чем не ограничивая, в отличие от официальной догмы церкви, последствия научного познания и одновременно оставаясь в рамках религиозного сознания. Так, признавая развитие мира, Пьер Тейяр де Шарден толковал его фіналістично, как движение от некоего исходного пункта до конечной цели - Бога. Оставшись на почве телеологии, Пьер Тейяр де Шарден отождествляет психическое и энергию, вводя в материю определенное духовное начало, которое выдается за ее внутреннюю суть. Психическое приписывается каждому материальному объекту как радикальная энергия наряду с энергией в ее обычном научном смысле. Эволюция как процесс возрастающей концентрации психического, еще не заметного для восприятия на уровне физики и химии, в биолога подается как инстинкт и, наконец, в человеческом мышлении осознает себя.

Итак, рассмотрев естественно-научный вариант критического анализа религии и изощренные способы религиозной реакции на них, можно сделать вывод, что различные способы примирения знания и веры, науки и религии в XIX - XX вв. времена ведут к решению проблемы только в случае перехода от ее радикально-экстремистского объяснения в цивилизованных толерантных отношений в условиях правового демократического государства.