Основы философских знаний
Раздел шестой РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ СВОБОДОМЫСЛИЕ. СВОБОДА СОВЕСТИ
1. Становление и развитие свободомыслия
Свободомыслие Средневековья.
Установление феодального строя у различных народов происходило не одновременно: в Китае - в III - II вв. до н. есть, в Индии - первый век нашей эры, в Закавказье и Средней Азии в IV - VI вв., в Западной Европе в V - VI вв., в Украине - в IX в. Это период окончательного формирования большинства современных религий. Религиозная идеология стала
общепризнанной идеологией феодализма. В феодальных условиях даже выступления против религии часто имели религиозную окраску. Однако, несмотря на исключительное положение религии в феодальном обществе, развитие свободомыслия не прекратился.
На Востоке выдающимся представителем свободомыслия стал таджикский ученый, поэт и философ Омар Хайям, который отрицал истинность священных книг ислама и высоко оценивал науку. Стихи Омар Хайяма «Рубаи» не только глубоко проникают в мир чувств человека, а полны философских размышлений и откровенного свободомыслия. Омар Хайям высмеивает религиозный призыв отказаться от земных благ в пользу благ, которые ожидают человека в потустороннем мире, часто повторяет и остроумно иллюстрирует мысль, что единственной реальной действительностью является действительность земная, только она имеет ценность.
Уже в конце X - начале XI в. выдающийся сын таджикского народа Ибн Сина (Авиценна) - ученый, философ, поэт, врач - выдвигает теорию двоякой истины, пытаясь доказать независимость науки и философии от богословия и этим самым освободить развитие научной мысли от контроля духовенства. В своих трудах Ибн Сина отрицал божественную идею создания мира, утверждая, что мир имеет две субстанции - материальную и идеальную. Теория двоякой истины имела тогда прогрессивное значение.
Идеи Ибн Сина нашли свое дальнейшее развитие во взглядах выдающегося мыслителя арабского мира Ибн Рушда о вечности материального мира. Философ доказывал господство в мире суровой необходимости, отвергал чудеса и вмешательство Бога в обычный ход событий. Продолжая развивать теорию двоякой истины, Ибн Рушд считал, что путь к развитию человека лежит через научно-философское знание, а не через мистику и аскетизм, как утверждают богословы. Через араба Ибн Рушда, который родился и занимался наукой и философией в завоеванной арабами Испании, учение о двоякой истине попадает до других европейских стран, где становится известным под названием аверроизма. Несмотря на преследования аверроизма католической церковью, на его официальное осуждение в 1513 году на Беневентському соборе, аверроїзм положил начало тому просветительском свободомыслию, подготовившее материализм XVIII в.
Значительную роль в развитии свободомыслия и материализма эпохи Средневековья сыграл английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон, который стал предвестником опытной науки XXIII в., указывал на бесплодность оторванного от жизни схоластического метода, пропагандировал значение опыта и эксперимента в развитии научного знания. По мнению Роджера Бэкона, философия должна опираться на опыт, конкретные науки, особое место среди которых отводил физике и математике. Значительное место в произведениях Роджера Бэкона занимает раскрытие невежества и безнравственности христианского духовенства. Несмотря на то что Роджер Бэкон воздерживался от критики религиозных догматов, церковь видела в его философских и антиклерикальных взглядах опасность. По приказу духовных властей Роджера Бэкона заключен на 14 лет. Несмотря на то что в Европе V - XIV вв. господствовали теология и церковная схоластика, выдающиеся ученые, мыслители боролись за освобождение философии из-под власти религии. Значительную роль в распространении идей свободомыслия в Средние века сыграли многочисленные народные антиклерикальные движения (павлікани - в Византии, богомилы в Болгарии, катары - в южной Франции и Италии, лолларди - в Англии, табориты в Чехии и др.).
Отражая в религиозной форме социальный протест угнетенного крестьянства и городских низов против феодальной эксплуатации, эти движения подвергали критике государственную религию, что стояла на страже интересов дворянства и духовенства. Значительное распространение уже в XIII в. набирает продукт народного свободомыслия анонимные сочинения «О трех обманщиков» и др. В 70-е годы XIV в. в России в эпоху до материализма и свободомыслия приближались отдельные группы еретических течений: стригольників и в конце XV в. - новгородские ереси. В 40-х годах XVI в. идеи свободомыслия находим в высказываниях Иоанна Пересветова, который безразлично относился к Святого Писанія и выступал против религиозного гнета. Однако выдающиеся вольнодумцы XVI ст. - Михаил Башкин и Федор Косой. Возражал Михаил Башкин некоторые догматы православия, выступал против крепостничества и за это его упекли в монастырь. Федор Косой был монахом, но отрекся от монашества и стал на путь отрицания загробной жизни и бессмертия души, а также многих других положений православия. Учение Федора Косого вызвало появление многочисленных богословских трактатов, из которых до современности дошли сведения о нем. Представителем свободомыслия в Украине был один из выдающихся ученых позднего средневековья Юрий Дрогобыч - ученый энциклопедист, доктор философии, медицины и свободных искусств, магистр астрономии, профессор ряда университетов Европы. Юрий Дрогобыч имел большое влияние на многих деятелей эпохи Возрождения, в том числе и на Николая Коперника. Одним из первых способствовал распространению гуманистических идей в Украине.
Итак, хотя выступления против религии в период Средневековья были почти невозможны, отдельные идеи свободомыслия нашли распространение во всех странах Европы. Эти идеи подготовили почву для нового, новой степени свободомыслия - свободомыслия буржуазного общества.