Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 2. МЕТАФИЗИКА

 

§ 2. Онтология как подразделение метафизики

История понятия бытия

 

Осмысление основ и первопричин бытия издавна определяет философские размышления. В древних мифологических представлениях отражены антропоморфність («людиновимірність») бытийных универсалий, так что человека привлечено к космогонійної схемы через отождествление космического (природного) и человеческого: плоть - земля, кровь - вода, дыхание, душа - ветер, волосы - растения и т.д. Первоначальная сознание осваивает мир на основании бинарных оппозиционных признаков, которые структурируют пространство и время (свет - тьма, верх - низ, юг - север, правое - левое), природное и культурно-социальное (свое - чужое, близкое - далекое, внутреннее - внешнее). Упорядочение картины мира по образу мирового дерева, создания космоса из четырех першостихій: ветра, огня, воды и земли - свойственно архаическим культурам многих народов.

Категорию, или універсалію бытия, впервые введено древнегреческим философом, представителем елейської философской школы Парменідом (VI-V вв. до н.э.), который постулировал за пределами предметного мира существования единого, устойчивого, лишенного чувственных качеств бытия как только умопостигаемого, которое, таким образом, совпадает с мнением о бытии («Одно и то же - мысль о предмете и предмет мысли»). Именно Парменідова идея бытия определила классическую для новоевропейской науки тенденцию рационалистического (формально-логического) вывода процесса из следствия и концепцию неизменной истины как истины о постоянном (бытия), в отличие от посткласичних, или же современных научных представлений об истине как процесс (становления).

Понятие бытия конкретизируется учредителями атомистической философской школы Левкіппом и Демокритом, которые видели субстантивною основой бытия вещей вечные неделимые атомы (от греч. «atomos» - «неделимый»), что, двигаясь прямолинейно в пустоте, соединяются друг с другом и образуют разнообразный мир вещей. Диалектически решал проблему бытия Гераклит, отмечая, что одна и та же вещь существует и не существует», поскольку постоянно меняется, находясь, как и весь мир, в непрерывном становлении. Гераклітова идея бытия совпадает с постмодернистскими представлениями мира как принципиально плюрального (альтернативного), узнаваемого открытой, настроенной на вариативность, многоаспектность подходов к фундаментальным проблемам сознанием (постнекласичні теории процессуальной истины, что развивается).

С позиции объективного іделізму, - представленного Платоном, который противопоставил «настоящее», абсолютное бытие идей (понятий, ценностей) и относительном случайному бытию (собственно «небытию») чувственных вещей (только «теней» идей), - бытие тождественно мышлению. Суб'єктивістський антропологизм софистов и Сократа («Человек есть мера всех вещей») определил поворот от осмысления натурфілософських вопросов (о природе) к решению проблемы отношения че-ловека к действительности, субъекта к объекту.

В присущей Средневековью трансенденталістській (Бог вне мира, мир в Нем) модели космобудови абсолютным и необходимым является божественное бытие, бытие Бога, сотворенное же бытия природно - социального мира оказывается спроектированным «Божьим замыслом». Философию эпохи Возрождения определяет ренессансный пантеизм («Бог присутствует везде»), что, лишая абсолютное начало сверхъестественного, трансцендентного характера, «растворяет» Бога в природе, которая предстает «причиной самой себя».

Об'єктивістсько-натуралистический подход к потлумачення бытия, определяемого как мир природных тел, физической реальности возрождается Философией Нового времени и механистическим материализмом XVIII в. Так, Ф. Бэкон рассматривает бытие как материю, что находится в вечном движении, Т. Гоббс утверждает о вполне телесный характер бытия. Если эмпирическая традиция субъективистских течений (Д. Беркли, Д. Юм ставит бытие вещей в зависимость от восприятия субъекта, от лишенных объективного содержания человеческих впечатлений и психических переживаний, которые и приобретают статус абсолютного бытия, то в рационалистической философии Г. Декарта подобный статус предоставляется сознания.

Доказывая, что отвлечение метафизической онтологии от опыта вызывает антиномии (противоречия), И. Кант рассматривает первые измерения бытия - пространство и время как априорные категории чувственного познания, упорядочивают «хаос впечатлений» от «вещей в себе» (вещей с без-однею их сторон) и предоставляются бытию собственно разумом. В Г. Гегеля, который исходит из отождествления мышления и бытия, последнее является исходной логической категорией всей философской системы, начальным ступе-нем диалектического восхождения сверхъестественного «мирового духа» к завершающей стадии своего спонтанного развития «абсолютной идеи». Первенство социальному бытию предоставлено марксистским учением, исследующая общество как реальный процесс материальной жизни людей. Неомарксизм (Г. Лукач, Франкфуртская школа), развивая онтологию на основе практики, рассматривает мир в формах культуры.

Потлумачення бытия с учетом целостной природы сознания выдвигаются посткласичною философией XX в. Так, в феноменологии (Э. Гуссерль) сознание, что мыслится как лишенный предметной формы «живая деятельность», принимается как абсолютное бытие. Именно в соответствующих актах сознания (восприятии, фантазии, вере) конституируются, за Гуссерлем, сущее и способ его бытия. Согласно екзистенціалізмом (Г. Хайдеггер), не выразительное в понятии, бытие как смысловое единство всего сущего существует только через человека, его существования. Бытие, как утверждает М. Хайдеггер, является собственно открытым, «здесь-бытием», - чистой присутствием до всяких вещных определений, которое для раскрытия требует того сущего, что называют существованием.

На основе подобного переосмысления бытия и сущего формируется одна из самых известных онтологических концепций XX в. - «критическая онтология» М. Гартмана с исходными для нее понятиями реального и идеального бытия. Все, что относится к сфере наиболее очевидного реального мира, существует во времени и определяется индивидуальностью. Реальное охватывает материю, жизнь, психические и духовные явления. Если материи присуща протяженность, то время, будучи онтологически не равноценным с пространством, характеризует психические и духовные явления, которые не являются материальными (протяженными), но относятся к сфере реальности.

Таким образом классическую философию определяет противопоставление бытия и небытия - одного вида сущего (материального или идеального) как подлинного бытия другом как ненастоящем. В некласичній философии бытие определяется через противопоставление сущему. При этом, если материалистическая и идеалистическая философские концепции бытия (бытия отождествляют с материальным или же, соответственно, идеальным (мышлением) сущим) тяготеют к присущему науке объективизма, то неклассические философские концепции, определяющие бытие через сознание (человека), в своем противопоставлении незавершенного и процессуального бытия устоявшемся, оформленном, завершенном сущем, тяготеют к субъективизму.