ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
Раздел 4.
КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ
4.5. Социальный институт
Важным элементом социальной структуры является социальный институт (лат. institutum - устройство, установление). Именно через тот или иной социальный институт обеспечивается организация и регулирования совместной деятельности людей, устойчивость социальных отношений, от которых зависит бытие социальных групп и социальных общностей. В социологии социальный институт рассматривается как:
• определенная совокупность учреждений, соответствующих социальной структуре общества;
• совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения и действия,
• система поведения в соответствии с этими нормами.
Понятие "социальный институт" заимствовано социологией из юридической науки, где оно означает совокупность юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения (институт наследования, брака и др.) и используется достаточно широко, хотя зачастую и вне точным определением. Например, сторонники функционализма рассматривают институты как направленные на удовлетворение "потребностей индивидов или общества, тогда как сторонники феноменологии интересуются тем, каким образом люди создают и видоизменяют разные институты, а не просто реагируют на их существование. Нередко термин "институт" используется для обозначения конкретных форм комплексов функций, выполняемых некоторыми членами группы от имени всей группы, а иногда этим термином именуют социальные роли, особенно важные для группы или общества (институт материнства). Согласно структурно-функциональным подходом, социальный институт рассматривается как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, что и образует социальную целостность. В этом контексте социальный институт выступает обобщенным показателем (в сравнении с ролью) в социальной структуре общества, потому что он состоит из многих ролевых позиций и их компонентов.
Не смотря на это разнообразие теорий социальных институтов, можно выделить определенные общие элементы, которые характеризуют любой социальный институт. Какие же это элементы?
Во-первых, во всех группах, которые имеют зачатки институционализации, существуют определенные способы действия от имени членов группы как целого; эти способы действия должны выполняться независимо от личных интересов включенных в данный институт индивидов.
Во-вторых, любой социальный институт имеет функции, которые могут носить различный характер. Среди них те, что регулируют поведение членов общества, социальных групп; те, что обеспечивают стабильность общественной жизни; те, что создают возможность удовлетворения разного рода потребностей; те, что осуществляют интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.
В-третьих, в рамках отдельных социальных институтов выделяется система социальных ролей.
Процесс институционализации, т.е. образован социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:
• возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
• регулирование общих целей;
• появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, которая осуществляется методом проб и ошибок;
• появление процедур, связанных с нормами и правилами;
• институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;
• установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
• создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе. Люди всегда стремятся інституціоналізувати свои отношения, которые связаны с актуальными потребностями (институт очереди, институт брака и т. д.).
Общие для всех институтов признаки представлены в табл. Они объединены в пять групп. Некоторые институты, в отличие от развитых, могут не иметь полного набора признаков. Это означает лишь то, что институт не является совершенным, полностью не развился или находится в упадке. Если большинство институтов недостаточно развиты, это означает, что общество, в котором они функционируют, находится или в упадке, или на начальных стадиях общественного развития, или переживает системный кризис, или трансформацию, переход к другому качеству.
Семья | Государство | Бизнес | Образование | Религия |
1. Установки и образцы поведения |
Привязанность Лояльность Ответственность Уважение | Послуханий Лояльность Субординация | Производительность Экономичность Производство прибыли | Любовь к знаниям Посещение | Поважливість Лояльность Поклонение |
2. Символические культурные признаки |
Обручальне кольцо Брачный ритуал | Флаг Печать Герб Национальный гимн | Фабричная марка Патентный знак | Школьная эмблема, Школьные песни Школьная фирма | Крест Иконы Святыни Гимн |
3. Утилитарные культурные черты |
Дом Квартира Мебель | Общественные здания Общественные работы Бланки и формы | Магазины Фабрика Оборудование Бланки и формы | Классы Библиотеки Спортивные залы | Церковные строения (храмы) Церковный реквизит Литература |
4. Кодекс устный и письменный |
Семейные запреты и допущения | Конституция Законы Указы президента Постановления правительства | Контракты Лицензии | Правила учащихся | Вера Церковные запреты |
5. Идеология |
Романтическое любовь Совместимость Индивидуализм | Государственное право Демократий Национализм | Монополии Свободная торговля Право на труд | Академическая свобода Прогрессивное образование Равенство при обучении | Греко - католическая Православная Протестантизм |
Табл. Признаки главных институтов в обществе
В зависимости от сферы действия и функций социальные институты подразделяются на:
• реляционные, определяющие ролевую структуру общества по самым разнообразным категориям: от пола и возраста до вида занятий и способностей;
• релятивні, которые определяют возможность индивидуального поведения в отношении существующих в обществе норм действий, а также санкции, которые наказывают нарушителей максимов (все виды механизмов социального контроля: культурные, связанные с религией, наукой, идеологией, искусством и т. д.);
• интегративные институты, связанные с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.
Как типология социальных институтов, так и функции, задачи или способы действий могут служить основой обще-социологического эмпирического анализа.
В современном обществе каждый человек пользуется услугами и трудом большого количества институтов. Она рождается в семье, воспитывается в семье, в дошкольных учреждениях и школах различного типа, работает на различных предприятиях, пользуется услугами городского транспорта, железной дороги, получает информацию от масс-медиа; культурные центры организуют для нее развлечения, различные магазины обеспечивают ее товарами, безопасность ей гарантируют правоохранительные органы; различные коммунальные услуги она получает от специальных служб и т. д. и т. п. Кратко говоря, каждый человек в своем стремлении удовлетворить потребности вступает в контакты и социальные отношения, создавая средства удовлетворения потребностей, выполняя работу для получения этих средств, влияя на других людей или реагируя на их действия, на каждом шаге включается в сеть различных институтов, регулирующих ее деятельность и поведение.
Каждому социальному институту присущи следующие составные элементы:
• своя цель, то есть он имеет круг вопросов, которые охватывает своей деятельностью;
• определенный круг функций, предусмотренных для решения этих вопросов;
• наличие средств и учреждений, с помощью которых достигаются цели институте (это могут быть средства материальные, символические или идеальные). Например, церковь, как религиозный институт, мас материальные учреждения (церковные храмы и их оборудование), символы (крест, облатка) и идеальные предметы, в которые люди верят и которые через эту веру влияющих на их поведение;
• наличие определенных санкций как в отношении лиц, выполняющих институционализированные функции, так и в отношении лиц, являющихся объектом этих санкций.
Эффективность деятельности социальных институтов зависит от большого количества факторов (условий):
- четкого определения цели, задач и объема функций социального института;
- регионального разделения труда и его рациональной организации в середине социальной системы институтов и каждого социального института, в частности;
- деперсонализации действий и объективации функций и выполняемых отдельными лицами от имени социального целого ролей, близость поведения членов института к социальной максимы;
- признания и престижа, которыми обладает данный социальный институт в глазах групп, общностей, общества (т.е. целостности);
- бесконфликтности включения социального института в глобальную систему социальных институтов, то есть в общество.
Изменение системы социальных институтов (как и каждого отдельного института) может быть как эволюционным, так и революционным, что в конечном счете определяется состоянием социальной системы в целом. Кроме того, источником развития социальных институтов могут быть ендогамні (внутренние) факторы, которые обычно порождают ограничения в развитии системы, и экзогамных (внешние) факторы. Так, распад такого социального института, как семья, может быть вызван изменениями ролевого поведения супругов (например, изменами) или конфликтами в семье на почве пьянства одного из супругов.
Самыми влиятельными детерминантами изменений (как внутренних, так и внешних) с политика, экономика, культура. Они действуют на социальные институты, которые функционируют в обществе, как непосредственно, так и опосредованно через различные позиции индивидов.
Структура социальных институтов общества очень сложная, потому что: 1) очень сложными и многообразными с человеческие потребности и интересы, которые стимулируют создание данных социальных институтов; 2) социальные институты постоянно видоизменяются. В процессе системной трансформации отдельные элементы структуры институтов могут исчезать (отмирать), наполняться новым содержанием, набирать новые задачи и функции. Наглядным примером этому служит производственная функция семьи. Когда семья, особенно сельская, занималась подготовкой молодежи к профессиональной труда. Развитие производственных отношений и усложнения разделения общественного труда привели к отмиранию этой функции, однако с возрождением в Украине частной собственности, развитием фермерства и предпринимательства, сельская семья частично восстанавливает эту функцию. Обогащается также ее функция накопления капитала.
Наибольшие изменения претерпевает система социальных институтов в процессе трансформации общества, примером чего может служить практика 90-х гг. страны Восточной и Центральной Европы в том числе и Украины, где происходит переорганізація самих социальных институтов на основе новых норм, ценностей, отношений, утверджуюються, и которые могут быть более сложными, универсальными, обобщающими, чем те, что существовали до этого. Это, в свою очередь, требует формулирования новых максим поведения как внутри социального института, так и в міжінституціональних взаимодействиях внутри социальной системы.
Отметим еще, что в ходе трансформационных процессов возникает проблема более быстрого формирования новых стандартов поведения, что повышает требования к адаптивных свойств социальной системы человека, ее способностей усваивать новую социальную реальность. Глубокие социальные изменения в характере социальных институтов требуют длительных временных периодов, потому что невозможно быстро изменить сознание, психологию и поведение людей, скажем, изменить в них колективістську психологию, которая формировалась во времена существования так называемого социализма, на індивідуалістську, без которой человек в условиях рыночных отношений не в состоянии бороться за свои собственные интересы, конкурировать с другими и т.д.
Если деятельность социального института способствует интеграции человека в общественные отношения, то ее называют функциональной. Если социальный институт не способствует или даже мешает удовлетворению потребностей системы общества в целом, то его деятельность может быть охарактеризована как дисфункційна. Нарастание дисфункций значительного количества социальных институтов может привести к необратимой дезорганизации и разрушению социальной системы.
В зависимости от сфер социальных отношений выделяют следующие социальные институты:
• экономические, обеспечивающие воспроизводство и распределение материальных благ, организацию труда, денежный оборот и т. д.;
• политические или институты, связанные с установлением, исполнением и поддержанием власти. Политическими институтами являются такие институты, как правительство, парламент, политические партии и т. д.;
• социальные или общественные в узком смысле этого слова. Общественными в широком смысле слова являются все виды институтов. Под социальными мы здесь понимаем все те, которые организуются добровольным объединением, - местные общества, клубы и товаристські учреждения, "церемониальные" институты, то есть способы взаимного поведения членов общества с неровным положением и т. п. Это могут быть способы поздравления, празднование именин, способы обращения высших должностных лиц и другие;
• институты стратификации, определяющие размещение позиций и ресурсов;
• воспитательные и культурные, то есть все институты, созданные для укрепления и развития культуры, для социализации каждого поколения, для передачи ему культурных ценностей общества как целого (родственные институты, семья, школа, научные институты и т. п.);
• религиозные, которые регламентируют отношения людей с представителями религиозных структур (служителей церкви);
• воспроизведение (институты брака и семьи).
Такая квалификация не является единственной и исчерпывающей; в отношении современного общества она не охватывает немало институтов, но она включает так называемые "главные социальные институты ", которые регулируют основные общественные функции, которые имеют место во всех типах цивилизации.
Значительная часть специалистов считает, что наиболее существенное влияние на характер изменений в обществе осуществляют институты экономики и политики. Первый создает материальный базис развития общественных отношений, потому что бедное общество не в состоянии развивать науку, образование и культуру, а следовательно, повышать духовный и интеллектуальный потенциал общественных отношений. Второй создает законы и реализует властные функции, что позволяет выделить приоритеты и финансировать развитие определенных сфер общества. Однако, в не меньших социальных изменений может привести развитие социальных институтов образования и культуры, которые будут стимулировать экономический прогресс общества и развитие его политической системы.
Социологический анализ предполагает выявление не только того, какие именно институты, в какие временные периоды и почему осуществляли и осуществляют доминирующее влияние на характер общественных отношений, но и выявления взаимной связи и интеграции институтов, путей обеспечения "эластичности" институтов в процессах изменений и общественного развития, особенно когда система социальных институтов становится фактором, тормозящим развитие общества.
Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей является одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.