Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История педагогики Украины

 

Раздел IV

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII-XIX вв.

8. "Семейное воспитание" детей дошкольного возраста

 

Развитие капитализма во второй половине XVIII - XIX в. обусловил значительное имущественное и сословное расслоение украинского общества. В связи с этим воспитание и образование детей определялись принадлежностью их семей до определенного класса, сословия, слои.

Впрочем, к началу XX в. крестьянство оставалось основной массой населения Украины. Близость к природе, почитание народных традиций, связанных с нелегким крестьянским трудом, постоянное обращение к фольклорным источникам способствовали появлению определенного типа культуры, которая получила название сельской. Она отличалась от городской культуры, но не была ниже. Самобытная сельская культура шліфувалась и передавалась из поколения в поколение в условиях семьи.

Основу воспитания составляла народная мораль гуманистической направленности с идеалами добра, праведливості, чести, достоинства, працьови тосте, с определенным восприятием природных явлений - рациональным и в то же время эмоциональным. Крестьяне придерживались здорового образа жизни, что в сочетании с физическим трудом на свежем воздухе обеспечивало рост достаточно здорового поколения. Семейное воспитание выработало собственные способы привития детям нравственных норм, оказывались в повседневном общении и труда, общественному мнению и христианской благотворительности, в соблюдении обычаев, традиций, обрядов.

Воспитание детей дошкольного возраста всегда занимало центральное место в семейной педагогике. В конце витворилась отдельная отрасль народной педагогики - народное дитинознавство, которое изучает возрастные и психологические особенности ребенка, закономерности и средства формирования ее как личности.

Ребенка всегда считали даром Божьим. Любовь к детям, желание вырастить их добрыми и здоровыми сочетаются с эмпирическими знаниями о детской природе.

Народная педагогика основывается на родственных чувствах, морали и обычаях, созданных в семье. Сохранение родственных связей, от которых порой зависело выживание отдельного человека, обеспечивалось воспитанием соответствующего отношения у детей. Грехом считалось незнание или пренебрежение родословной. Искупить этот грех могло выпасть и следующим поколениям. Воспитательными мерами служили праздника. В праздники всегда вспоминали членов рода, рассказывали все, что положительно характеризовало их. На праздники вносили символ рода - первый выжатый снип. Специальными символами в украинском языке отличали кровных родственников из тех, которые в силу обстоятельств попали в семьи: отец - отчим, мать - мачеха, сын - пасынок, дочь - падчерица. Есть также слова, которые обозначают возрастные родственные связи: внук - правнук - праправнук, бабушка - прабабушка - прапрабабушка и т.д.

Культ матери в украинцев существовал с давних времен. ее ведущая роль в роде, немалое значение в моногамной семьи определяли и соответствующее воспитательное влияние на детей. Это, в частности, отразилось в пословицах: «Мать рождает тело и душу», «Какая клепка, такая и бочка, какая мать, такая и дочь». Высокий авторитет матери поддерживался рядом обычаев. Материнское благословение было необходимо, когда женились, пахали землю засевали ее, входили в новый дом, отправлявшимся в дальнюю дорогу. Верили, что материнская молитва искупила детские грехи, помогала преодолевать болезни, отвращать беду, приносила успех в делах. Наносить матери неприятностей, презирать ее считалось большим грехом: «Кто мать презирает, того бог наказывает», «Кто не слушает мать, послу хає беду». И действительно, жизненный опыт, материнская мудрость часто предотвращали многим неприятностям или неудачам детей. Благодарность бескорыстной материнской любви выражена в таких поговорках: «На самых лучших землях хорошо, а под материнским крылом уютно», «До чужих людей шли по уму, а к матери - за сердцем».

Мать - хранительница домашнего очага, покоя и счастья, поэтому она должна быть благоразумной, не поддаваться негативным эмоциям, предупреждать ссоры. То есть создавать доброжелательную психологическую атмосферу и быть положительным естественным фактором воспитания. «Чего не дала мать, того не купишь и в пана», « Чему мама научит, того и отец не переучит», «Ничего удивлять, такая была ее мать». Мать - самая первая наставница и искренний советчик во многих жизненно важных делах ребенка: от элементарного ухода рождении к социализации. Она учила первой молитвы, отводила в школу, к первому причастию, зачинала плести свадебный венок и т.д. Все сделанное матерью полученное из ее рук приносило добро и счастье, оберегало ребенка. Родной язык ребенок впервые слышала из уст матери. Этот язык называют материнской. Как и мать, родной язык является непревзойденным воспитателем. Мамины колыбельные, песни передают тепло и ласку семьи, с которой начинается родина для малыша.

Женщина была в доме душой, а отец - председателем. Выработался особый кодекс, который определял поведение отца в семье: «Коня не бей, слуги не проклинай, женщины не дразни, когда хочешь, чтобы статкували. Учи жену без детей, а детей без людей». Итак, в семье заботились о авторитет женщины - матери, детям делали замечания не оскорбляя их человеческое достоинство.

Отец для ребенка должен олицетворять ум, мужество, силу, справедливость, связывать с широким миром за порогом родного дома. Слово отца имело силу закона, было бесспорным. «Если не научил отец, не научит и дядя», «Отцовская ругань сильнее, чем материнская драка». Изнуренный ежедневной хлеборобским трудом, отец немногословно, иногда только одним взглядом мог приласкать, поощрить или осудить поступок ребенка.

Средствами воспитательного воздействия служили как положительные стимулы, так и наказания. Во время отдыха, зимними вечерами отец сам забавлял детей, рассказывал им легенды, сказки. Дети радовались таким минутам, были счастливыми. По-разному относился отец к сыновьям и дочерям. Дочери пользовались у отца определенным привилегией за свою слабость, хрупкость, женственность. Он никогда не наказывал девушку физически. Женщина, которая после бракосочетания шла в семью мужа или на собственное хозяйство, вспоминала родной дом как средоточие счастья и имела ее за образец. Отношение отца к жене, дочери наследовали сыновья.

Чтобы удержать ребенка от недозволенного, иногда для острастки розгу или ремень клали на видном месте. Неслухов предостерегали: боги, изображенные на иконах, все видят. Чтобы скрыть свои шалости от такого свидетеля, дети выкалывали богам на иконах глаза. А чтобы избежать наказания, бросали в печь ремень или прут. Предполагая телесное наказание, родители взвешивали, может ли ребенок осознать вину. Для этого ввели довольно замысловатый жест: «как дай же перед него грейцирь (крейцер - деньги) и костер (огонь), а оно берет костер; как берет грейцирь, то мож бить, не вредит». Если ребенок 2 - 2,5 лет брала на выбор свечу, делался вывод, что она еще мала для наказания резкой - не поймет за что наказывают. Если же выбирала деньги, это означало, что она способна ус-відомити, за что наказана. Следовательно, можно применять это средство. Физически наказывать имели право только родители. За ущерб в чужих снимали штаны забирали шапку, очевидно, как залог, чтобы отец пришел за собственностью и услышал жалобу, а возможно, и возместил убытки. Родители применяли и угрозы не дать кушать, не произвести ожидаемого необходимой одежды, отдать внаймы, выгнать из дома. Это все были жизненно важны для ребенка мотивы, которые, очевидно, содержали ослушника от негативных поступков, озорства.

Итак, твердое отцовское слово, а возможно, и рука, помогали осознать его как главу семьи, заботы которого надо уважать, а произведение хранить. Требования отца является нормой семейного воспитания.

Воспитательным средством была работа. Сначала сыновья наблюдали за тем, как отец работает, потом помогали ему по хозяйству. Это способствовало формированию у них не только трудовых навыков, но и чувства хозяина. На этот идеал ориентировались и девушки, подбирая себе пару.

Итак, трудолюбивый, сдержанный, порой суровый, но любящий отец производил сильное влияние на детей. Отец выступал и как защитник отечества, борец с поработителями. Его образ связан с героикой казацких, гайдамацких, чумацких песен. Такие родители вызвали у детей уважение, способствовали воспитанию патриотических чувств. Грустью и тоской сповнювались детские души, когда вспоминали о родителях - рекрутов, бурлаков, эмигрантов и других работников, которые в течение долгих месяцев и лет были оторваны от семьи. В таких случаях воспитательным фактором был образ отца, который создала мать, который остался в памяти малыша. Родители заботились, чтобы дети в семье росли дружными, чтобы помогали друг другу, любили друг друга.

Постепенно круг общения детей расширялся: они общались с соседскими детьми, дальше выходили к детской группы на улицу. Семья поощряла дружбу, товарищество детей, благодаря которому они приобщались к людям своего поколения: «Солнце и месяц, то двое, растите детки оба». Как правило, сельские детские группы были разно-возрастными, что приводило их значительное воспитательное влияние.

В группе дети проводили время в играх, забавах, рассказах о том, что слышали от взрослых, и т.д. Это были первые детские коллективы, где учились общаться, узнавали друг друга, учились дружить, дружить. Иногда эти отношения сохранялись на всю жизнь. На время жатвы, когда все трудоспособное население было в поле от рассвета до заката, несколько семей сводили воедино детей и оставляли их под присмотром бабушки. Такие детские группы также выполняли роль общественного воспитания и были предвестниками дошкольных учреждений.

Народная педагогика создала и сохранила гуманные способы воздействия на ребенка, среди которых преобладало воспитание примером и поощрением над наказанием. Учитывались также возрастные особенности детей.

Эффективным воспитательным фактором был природный юмор украинцев, который оставался с ними, несмотря на все жизненные испытания. Он способствовал воспитанию оптимизма и жизнерадостности, которые помогают преодолевать трудности, выживать. Юмор создавал доброжелательную атмосферу в семье, обеспечивал благоприятный для развития ребенка эмоциональное состояние. Этому служили и разнообразные забавы, присказки, пословицы, поговорки и т.д. Много забавных ситуаций, понятных детям, описываются в баснях, сказках, шуточных песнях, небилицях, которые высмеивают отрицательные черты, поступки и этим предостерегают от их подражания. Немало юмора в дражнилках, прізвиськах, которые часто отражают что-то негативное в поведении, внешности и помогают от него избавиться. Чтобы не возникало обид на высмеивание, существовали и помирки, которые призывали наладить дружеские отношения.

Сельская семья, как правило, состояла из трех поколений. Деду и бабе принадлежало в ней почетное место («Пока бабы - до тех пор и рады»). Как воспитатели баба и дед были незаменимыми: «Где баба, там и дети». Старшие в семье, они были носителями и хранителями морали, обычного права, христианских добродетелей, семейных традиций.

Баба и дед не только ухаживали малышей между хозяйственными делами. Они одаривали внучат теплом и лаской. Как только внук или внучка начинает бегать и лепетать, баба начинает с ним разговор или повествует самые первые сказки - «Телесика», «Козу», «Кабанчика». До современных приемов развития связной речи, активизации словаря бабушки прибегали испокон веков: побудившие ребенка пересказывать прослушанную басню или сказку. Если она ошибалась, то повторяли до тех пор, пока ребенок научится пересказывать самостоятельно.

Бабушка учила детей вежливо обращаться, вежливо здороваться со всеми. Предостерегала от бранных слов, упоминаний о нечистого, что всегда осуждалось в семье. Внукам делали игрушки: баба - кукол из лоскутков ткани, из природного материала - различных животных; дед - больше мальчишеские игрушки - фуркалки, игрушечное оружие и др. Дед и баба предостерегали и защищали детей от всяких неожиданностей, которые могли им навредить.

Дети чувствовали любовь, опеку и защиту: «Пока жива бабушка, я никого не боюсь». Старушки всегда находили посильную работу в доме, на дворе. Они брались за дела, на которые не хватало времени у молодежи. Так, дед мог быть пасечником, рыбаком, работал на бахче и т.д. Баба выполняла много домашних дел. Во время весенних, летних или осенних полевых работ удерживала все домашнее хозяйство. Уход за детьми она совмещала с учебой: просила «помочь» - что-то подержать, подать, убрать и т.д. Постепенно, шаг за шагом раскрывала ребенку мудрые житейские заповеди, учила рациональным хозяйственным умением.

Баба знакомила ребенка с домом, двором и его обитателями - животными. Дед и баба открывали перед детьми неписаное книгу природы в саду, на огороде, на лугу, в лесу. Дед и баба учили разрез ь и собирать целебные травы, съедобные ягоды, грибы и оберегать природу: не разрушать птичьих гнезд, муравейников и т.д. Относительно этого существовали предостережения: «Толочитимеш рожь - защекочут русалки», «Видереш аистовые яйца - сгорит хата».

Каждый вечер сельская семья неизменно собиралась в полном составе за столом. При этом придерживались ритуала, который производил на детей сильное впечатление. Первым садился к столу отец и как основной кормилец занимал почетное место - в углу, под образами. Рядом на почес-ном месте сажали и деда с бабой. Перед тем, как садиться к столу, все мыли руки. Перед едой кто-то из членов семьи читал молитву и по знаку отца начинали есть. Этикет запрещал смеяться, громко разговаривать, баловаться за столом. Обедали не спеша, степенно, молча. Непоседливых предупреждали: «Если ногами двигаешь под столом - нечистый прицепится», «Когда что-то упало со стола, будут убытки». Эти предостережения и пример родителей регламентировали поведение детей. Если семья была большая, детей сажали отдельно.

Особенно почитали хлеб, который доставался нелегким трудом и был основой благосостояния семьи. Иногда хлеба не хватало до нового урожая. Поэтому существовали «хлебные» правила, которые воспитывали бережливость, уважение к нему. В частности, после захода солнца не надрезали новой буханки. Кусок, упал, обтирали, целовали (как бы извиняясь) и клали на стол. Нельзя было оставлять недоеденный кусочек хлеба, уверяли, что в нем вся сила. Крошки со стола собирали и клали в рот или скармливали домашним животным, но не выбрасывали. Резать хлеб можно было только в руках, прижимая к груди, потому что он святой. есть черствую целушку считалось на здоровье. Следовательно, ее не выбрасывали. Хлеб со свитой сопровождал много обрядов. Уважительное отношение взрослых к хлебу дети наблюдали с детства и, конечно, последовали.

Обряд крещения младенца отдавал его под опеку и защиту Всевышнего. Его выполняли крестные родители, которые в случае сиротства ребенка должны растить и воспитывать ее. Кумовья на правах родные были обязательными гостями на праздниках, помогали па толоках (оптовых работах). Детей учили уважать крестных родителей. Рядом с родными родителями они были воспитателями, несли моральную ответственность за поступки крестника, следили за его духовным развитием, учили грамоте и т.д. Считалось, что грехи кумовьев, как и родных родителей, могут перейти на ребенка. Поэтому кумовьев выбирали из числа самых достойных людей. Они должны были отмечаться моральными и хозяйственными качествами, праведной жизнью. На праздники или женитьба крестные родители, как и родные, одаривали ребенка.

На крестинах высказывались пожелания: «Чтобы ребенок счастлив был, величественная, как цветок на крестинах», «Чтобы ребенок здоров был и ни в чем не знала нужды, как тот, кто имеет хлеб».

В условиях небольших городов и поселений жизнь каждой семьи было достаточно открытым для окружающих, поэтому мнение и оценка односельчан или ближних мещан чрезвычайно влияла на всю семью, в том числе и на детей. Опрятные испокон веков украинки утром убирали в доме и привлекали к этому девочек. Хижина и двор у каждого должны выглядеть лучше, чем у соседа. Всегда возле дома и под забором высаживали цветы. Идя селом, все вежливо здоровались. Этот обычай до сих пор сохранился в деревнях и соблюде-муються его с детства. Важный воспитательный влияние имела общественное мнение. О роли сельской общины свидетельствуют поговорки: «Что общество скажет, то и пап не поможет», «Копа победит и попа», «Дружественный стаде волк не страшен». До общины обращались в различных жизненных делах, иногда при распределении семейного имущества, при определении опекунов над сиротами.

Община поддерживала определенный хозяйственный и социальный статус села. Это способствовало формированию у детей патриотических чувств к месту, где родился, где родной дом, где живут родители, род, и удерживало юношей и девушек в родном крае, возле своей земли, семьи.

Жизнь на людях обусловило воспитание таких нравственных качеств, как правдивость, честность, искренность. Стыд было солгать, украсть. Нарушителей морали община презирала. Чтобы такого не случилось, ребенка приучали быть правдивой, ничего не брать без разрешения.

Общественное мнение стояла на защите семьи. Расторгнуть брак считалось грехом и вызвало человеческий осуждение. Поэтому типичные для украинцев рассудительность, а также гордость удерживали даже несчастливые браки. Однако исследователи подчеркивают, что в подавляющем большинстве украинских семей почитали, любили друг друга и были достаточно хорошие отношения. Стабильность, уравновешенность, доброжелательность взаимоотношений в семье служили положительным фактором семейного воспитания детей, были им примером.

Сохраняются и поддерживаются семейные отношения между молодыми семьями и старше, из которых выделяются те на собственное хозяйство. Семьи родичаються. Дети ходят навещать дедушку и бабушку. Образовался даже обычай носить вечерю па сочельник старшим в роде и крестным родителям. Уважительное отношение к старшим, воспитанное народных мы обычаями, служило охраной от злых влияний.

Патриархальный строй сельской семьи был весомым и распространенным воспитательным фактором. Ведь Украина даже в период развития капитализма оставалась аграрным краем.

 

Состояние народного образования украины во второй половине XVIII - XIX в. обусловлен их периферийным и подневольным статусом в составе Австро-Венгрии и Российской империи. Имперские чиновники запрещали покоренным народам получать образование на родном языке. На защиту народного образования выступили прогрессивные общественные деятели и педагоги. Они отстаивали права украинцев на образование на родном языке, критиковали тогдашнее содержание и методы работы школы, унизительное и непрестижное положение учителя. Активная позиціяпатріотично настроенных прогрессивных деятелей образования и культуры и семейная народная педагогика помогли сохранить национальное образование, ее научный потенциал в нелегкое для Украины время.