Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПАМЯТЬ

Индивидуальные особенности памяти

В памяти людей есть значительные индивидуальные различия. Они проявляются в различиях производительности процессов памяти; в преобладании памяти той или иной модальности; в различиях в уровне развития различных типов памяти.

Общими характеристиками производительности процессов памяти является объем материала, который может запомнить человек за определенный промежуток времени, скорость и точность запоминания материала, длительность сохранения материала в памяти и готовность к его воспроизведение.

Кроме индивидуальных различий, память различных людей может различаться по уровню развития различных типов памяти: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической. Преобладание определенного типа памяти у человека зависит от особенностей деятельностей, с которыми связан его жизненный путь. Наиболее распространенными типами памяти есть образный, словесно-логический и промежуточный.

Человеку с образным типом памяти проще запоминать и воспроизводить образный материал.

Людям со словесно-логическим типом памяти просто запомнить словесный, абстрактный материал: логические схемы, формулы. Такие люди без труда могут воссоздать структуру сложно организованного материала.

Если у человека преобладает определенный тип оперирования материалом, то она представляет промежуточного типа памяти.

Есть люди, которые имеют феноменальную память, признаки которой - необычайно большой объем информации, длительность хранения следов и чрезвычайно сильная образность.



Индивидуальные особенности памяти:

• скорость запоминания определяется количеством повторений (или временем), что нужны человеку для запоминания нового материала;

• точность запоминания определяют соответствием воспроизводимого том, что запоминали, и количеством допущенных ошибок;

• прочность запоминания проявляется в длительности сохранения заученного материала (или в медлительности его забывания);

• готовность к воспроизведению проявляется в том, как быстро и легко в нужный момент человек может вспомнить необходимые ей сведения.



Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены типом высшей нервной деятельности. Скорость образования временных нервных связей связана с силой процессов забывания и торможения, что предопределяет точность и прочность запоминания.

Индивидуальные различия памяти проявляются также в том, какой материал лучше запоминается, - образный, словесный или в равной степени продуктивно тот и другой.

В этом контексте в психологии различают наглядно-образный, словесно-абстрактный, смешанный или промежуточный типы памяти. Эти типы обусловлены частично соотношением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека, но главным образом - условиями жизни и требованиями профессиональной деятельности.

Развитие памяти. Доказано, что развитие памяти зависит от того, как обеспечено управления этим процессом. Педагоги должны создавать условия, которые ускоряют обучение, дают возможность лучше усвоить и сохранить в памяти знания. Личность только тогда будет иметь весомые успехи, когда будет достаточно настойчиво прилагать усилия к запоминанию необходимого можно больше, в общем и в деталях. Память ухудшается от неполного ее использования.

Развитие памяти зависит прежде всего от заинтересованного включения личности в продуктивную деятельность, в том числе учебную, направленную на самостоятельное познание мира или достижения новых результатов деятельности. Что весомее мотивы сопровождают деятельность субъекта, то более успешные результаты запоминания. При этом запоминание является результативным независимо от того, была поставлена цель запомнить.

Развитие памяти неразрывно связан с воспитанием самой личности. Заинтересованность, активное отношение к деятельности способствуют непроизвольному запоминанию.

Важным для запоминания является первое впечатление, его качество и глубина. Легко и надежно запоминается новый материал, связанный с предыдущим опытом, когда он его чем-то дополняет и обогащает, расширяет возможности деятельности человека. Эффект запоминания значительно усиливается, если информация является для субъекта необходимой, связана с целью его деятельности, представляет определенный интерес.

Развитию памяти способствуют постоянные тренировки. Регулярная и напряженная работа памяти становится привычкой, создает условия для формирования продуктивной памяти.

Необходимым условием эффективного запоминания является соблюдение определенных правил. Запоминать надо в хорошем настроении и на «свежую голову», когда еще не наступила усталость. Во время запоминания не надо чередовать материал, близкий по форме и содержанию. Нужно обрабатывать информацию для запоминания, сравнивая различные сведения, опираясь на ассоциации (смысловые и структурные), выделяя опорные сигналы («узелки на память»). Нужно творчески применять мнемотехнические приемы, искусственно наделяя информативный материал смысловыми связями, содержанием, значением, привлекая различные виды памяти.

Главный смысл мнемотехнічних приемов в том, что материал запоминания глубже анализируют, структурируют и больше осмысливают.

Способом улучшить память человека является формирование умения запоминать и воспроизводить. Память развивается тренировками и упорным трудом, направленной на запоминание, длительное хранение, полное и точное воспроизведение.



Контрольные вопросы:

• В чем проявляется сущность памяти?

• Раскройте сущность ассоциативной теории памяти.

• Раскройте пути развития памяти.

• Что является физиологической основой памяти?

• Охарактеризуйте запоминание как процесс памяти.

• В чем проявляются процессы хранения и забывания?

• Каким образом происходит процесс воспроизводства?

• Какие виды памяти вы знаете? Охарактеризуйте их.

• В чем проявляется образная память?

• В чем проявляется двигательная память?

• В чем проявляется эмоциональная память?

• В чем проявляется словесная память?

• В чем отличия мгновенной, кратковременной и долговременной памяти?

• В чем проявляются индивидуальные различия памяти?

Литература:

Бузан Т. Скоростная память / Пер. с англ. - М.: Эйдос, 1996.

Варій М. И. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог, специальностей. - Львов: Край, 2005.

Веккер Л. М. Психические процессы: ВЗ т.-Т. 1.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. Гарибян С. А. Школа памяти (суперактивация памяти через возрождение эмоций). - М.: Цицеро, 1992.

Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы. - М.: Наука, 1980. Иванов-Муромский К. А. Мозк и память. - К.: Наук, думка, 1987. Клацки Р. Память человека: Структуры и процессы / Пер. с англ. - М.: Мир, 1978. Максименко С. Д. Развитие психики в онтогенезе: В 2 т. - К.: Форум, 2002. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред В. Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - 3-е изд. - М: ЧеРо, 2002.

Хофман И. Активная память: Эксперимент и теория человеческой памяти / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1986.