Раздел II
Культура Киевской
Руси
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ КИЕВСКОЙ РУСИ
Высокое развитие культуры Киевской
Руси имел прочное основание, созданное предшественниками: развитую письменность,
образное видение явлений, умения трансформировать в художественные образы исторические события
и персоналии. Все это обусловило формирование уникального явления - литературы
периода Киевской Руси.
В летописях наряду с несколько суховато
изложенными фактами, заключенным в хронологическом порядке, находим бесценные
творение высокого поэтического слова. Это, в частности, “Поучение Владимира Мономаха
детям”, которое сохранил для нас суздальский монах Лаврентий. В нем князь
Владимир призывает своих детей неутомимо работать, учиться, потому что это единственная
возможность быть хозяином и содержать государство. Когда клятвовідступництво и
произвол были почти нормой сожительство, он учил быть верными слову, не давать
сильным губить человека, утверждая то, что
сам не обижал “ни бедного смерда, ни бедную вдову”. Перед нами предстает мудрый
государь, образованный, отважный человек, которая не знала покоя и отдавала все силы
на укрепление и развитие страны. Такое завещание мог появиться только в
среде, где культура занимала видное место в жизни государства.
Литературные традиции достойно развивал
митрополит Илларион в “Слове о законе и благодати”. Илларион
работал вместе с Ярославом Мудрым, что подтверждается уставом князя: “се яз князь
Великий Ярослав,
сын
Володимерь... сгадал есьм с митрополитом Ларионом... ” Гениальность его неоспорима, ведь он был первый, кто на таком высоком уровне, с такой духовной отдачей написал произведение, который позже стал
образцом для подражания. К слову, “Слово...
” Илариона на полтора века старше “Слово о полку Игореве”.
Поражают пластическая ясность и конструктивная целостность “Слова...”. Трехчастная композиция дает возможность развить основную тему, пропеть славу земли русской, ее
“каганам”, князю Владимиру и Ярославу. Все части взаимосвязаны и логично
входят одна в одну. Тема развивается от целого к частному, от
общечеловеческого национального, связывая все с судьбой русского народа.
В первой части речь идет о
взаимосвязь двух заветов: ветхого - “закона” и нового -
“благодати”. Взаимосвязи подаются в устоявшихся символических схемах того времени.
Через мировую историю прославляется Русь. Отмечается, что для новой веры
нужны новые люди. Во второй части рассказывается о русское христианство.
Третья часть - похвальное слово Владимиру и земле Русской, которая занимает достойное
место среди стран мира, утверждение равенства всех народов, хвала за полученную
возможность введения в обращение на Руси достижений христианства. Богословская мысль и
политическая идея, единство народов составляют жанровое своеобразие “Слова...”
Илариона.
Вершина поэтического творчества
киевской эпохи - “Слово
о полку Игореве”. Его
автор горячо любит свой край и соотечественников, в совершенстве владеет литературным
форме, умело сочетает эпос с лирикой. Везде в тексте чувствуется его присутствие
и переживания за события, о которых идет речь. Такое произведение мог быть написан только в
обществе, которое имело значительные культурные, в частности литературные, традиции.
Основная тема произведения - единение во имя
утверждения государственности, сохранение культурных достижений, объединение лучших сил
для того, чтобы не повторять уже сделанных ошибок.
На особое внимание заслуживает
литературный памятник “Слово
о погибели русской земли”, написанная примерно
в 40-е годы XIII в. в связи с татаро-монгольским нашествием. Она составляет
научный интерес как сама по себе, так и в связи со “Словом о полку Игореве”.
Оба произведения характеризуют высокий патриотизм, лирическое восприятие природы,
совершенство художественной формы, своеобразные детали поэтической фразеологии. Эти
светские произведения сочетают элементы прославление и плачу, главный герой в них - земля
русская, оба написаны
после поражений. Памятник найден в Псково-Печорском монастыре; впервые опубликовано в 1892 г. в “Памятниках древней
письменности” (СПб. - Вып. 84).