Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Модуль 2

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СФЕР И ЗВЕНЬЕВ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Раздел 7

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

7.2. Сущность, состав и структура расходов государственного бюджета

 

Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие по поводу распределения средств бюджетного фонда государства.

Формой проявления этих отношений является конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с количественной и качественной стороны. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Расходная часть бюджета отличается разнообразием, но в большинстве стран предназначена для финансирования общегосударственных программ (инвестиционные, экономические, развития производственной и социальной инфраструктуры и др.). Бюджетные ассигнования направляются в виде субсидий, кредитов, государственных гарантий и залога для финансовой поддержки фермерских хозяйств, малых предприятий, жилищного хозяйства и т.д. Бюджет играет также важную роль в социальной защите граждан, развития непроизводственной сферы. Часть бюджетных средств государство направляет на оборону, содержание правоохранительных органов, аппарата управления и др.

Чтобы выяснить роль и значение бюджетных расходов в социально-экономической жизни государства, финансовой теорией и практикой разработана классификация бюджетных расходов (рис. 7.1).

 

 

Рис. 7.1. Классификация расходов бюджета

 

Одним из важнейших признаков такого классификации является функциональная, которая отражает направления использования средств бюджета на выполнение конкретных функций государства.

Функциональное разделение расходов дает позволяет выявить пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться необходимых сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. Так, для усиление социальной направленности всего общественного развития нужно больше средств бюджета направлять в социальную сферу, чтобы обеспечить ускоренные темпы ее рост.

В зависимости от экономической характеристики операций, при проведении которых осуществляются бюджетные расходы, их классифицируют на текущие и капитальные. Текущие бюджетные расходы связанные с предоставлением бюджетных средств юридическим и физическим лицам с целью покрытия их текущих потребностей. К этим затратам относят: закупка товаров и услуг, необходимых для содержания экономической и социальной инфраструктуры (оплата труда государственных служащих, закупка предметов и материалов, необходимых для текущих хозяйственных целей, оплата транспортных и коммунальных услуг и др.); трансферты населению (пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты); текущие субсидии государственным и частным предприятиям, а также органам власти нижестоящего уровня; выплата процентов по государственному долгу и др. В своей совокупности текущие расходы формируют обычный (текущий) бюджет, на который приходится основная часть всех бюджетных расходов.

Капитальные расходы связаны с инвестированием бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, со созданием государственных запасов и резервов. Они включают затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной собственности (их расширение, реконструкцию и техническое перевооружение), инвестиционные субсидии, долгосрочные бюджетные кредиты и государственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффективные инвестиционные проекты. Совокупность этих расходов формирует бюджет развития.

Важным критерием классификации расходов бюджета является предметное направление соответствующих денежных потоков. При этом в развитых странах выделяют пять основных групп бюджетных расходов: военные; вмешательство государства в экономику (включают затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на поддержку сельского хозяйства, обеспечение занятости, стимулирование экспорта); содержание государственного аппарата управления; социальные расходы (образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение); предоставление субсидий и кредитов другим государствам. В Украине, с точки зрения предметной направленности, расходы бюджета делятся на: финансирование управления; финансирование национальной обороны; финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований; финансирование правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства) финансирование международной деятельности; финансирование отраслей экономики; финансирование социально-культурных заведений и мероприятий; расходы на обслуживание государственного долга; создание резервных фондов; прочие расходы и выплаты.

Организационное группировка расходов бюджета связано с распределением расходов на целевые государственные программы. Например, в Украине государственные программы поддержки регионального развития и приоритетных отраслей экономики, государственные программы развития транспорта, дорожного хозяйства, связи, телекоммуникаций и информатики, государственные инвестиционные проекты, государственные программы по инвалидному спорту и реабилитации и т.д. Программная классификация расходов бюджета применяется при формировании бюджета по программно-целевым методом и отражает роль государства в решении важнейших проблем общественной жизни.

В основе отраслевой классификации расходов бюджета лежит деление экономики на отрасли и виды деятельности. С учетом этого затраты группируются по отраслям: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, образование, здравоохранение, культура и т. п.

Ведомственная признак классификации дает в каждой группе бюджетных расходов выделить непосредственных распорядителей бюджетных средств - соответствующее министерство, государственный комитет, государственное ведомство или другое юридическое лицо, которому предоставляются ассигнования из бюджета. Такая группировка затрат позволяет обеспечить конкретно-адресный финансовый контроль за использованием бюджетных ресурсов.

В зависимости от уровня управления, т.е. с учетом административно-территориального деления страны, расходы бюджета в унитарных государствах подразделяются на расходы центрального бюджета и расходы местных бюджетов, а в государствах с федеративным устройством - на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов федерации и расходы местных бюджетов.