Модуль 2
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СФЕР И ЗВЕНЬЕВ
ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Раздел 7
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Ключевые термины:
Ø
бюджетная
классификация,
Ø
доходы
государственного бюджета,
Ø
налоговые
поступления,
Ø
неналоговые
поступления,
Ø
доходы от
операций с капиталом,
Ø
бюджетные
трансферты,
Ø
расходы бюджета,
Ø
текущие расходы,
Ø
капитальные затраты,
Ø
государственные
субсидии,
Ø
государственные
инвестиции,
Ø сметное финансирование.
7.1.
Сущность, источники формирования и классификация доходов бюджета
Поскольку функционирование бюджета
происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов,
рассмотрим экономическую сущность этих категорий и формы их проявления. Но
прежде всего следует выяснить различия в понятиях «государственные доходы» и «доходы
государственного бюджета», а также «государственные расходы» и «расходы государственного бюджета».
Государственные доходы охватывают ту часть
финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в
распоряжении государства и государственных предприятий. При этом аккумулированные государством
финансовые ресурсы относятся к централизованным (концентрируются в бюджете государства
и фондах целевого назначения), а те, что остаются в распоряжении государственных
предприятий, являются децентрализованными. Доходы государственного бюджета занимают главное
место в составе централизованных государственных доходов, но это понятие уже, чем
доходы государства.
Государственные расходы - это часть
финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и
децентрализованных доходов государства. Состоят государственные расходы из прямых затрат
государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и
расходов государственных предприятий, организаций, учреждений. Следовательно, расходы государственного
бюджет - это лишь часть государственных расходов.
Доходы и расходы бюджета - это
объективные категории, каждая из которых имеет специфическое общественное назначение: доходы
является финансовой базой деятельности государства, расходы удовлетворяют общегосударственные
потребности. Для обеспечения прозрачности в организации привлечения средств и их
распределении доходы и расходы Государственного бюджета Украины (аналогично и местных
бюджетов) включают общий и специальный фонды.
Доходы общего фонда государственного
бюджета предназначены для обеспечения финансовыми ресурсами общих расходов и
не направляются на конкретную цель.
Специальный фонд должен формироваться из
конкретно определенных источников поступлений и использоваться на финансирование
конкретно определенных целей.
Как экономическая категория доходы
бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с юридическими и
физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Формой проявления категории доходы
бюджета являются различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, а
их материальным - воплощением денежные средства, которые мобилизуются в бюджет.
Характеризуя экономическую сущность категории доходы бюджета, необходимо обратить
внимание на то, что бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости
валового внутреннего продукта между различными участниками воспроизводственного процесса,
а с другой - объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства
стоимости.
Главное материальное источник доходов
бюджета - валовой внутренний продукт. Если для покрытия финансовых нужд его
недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных
благ, созданных трудом предшествующих и нынешних поколений и вовлеченных в процесс
воспроизводства природных ресурсов, которым располагает общество на определенный
момент времени), а именно, доходы от приватизации государственного имущества, от продажи
золотовалютного запаса и других национальных ценностей. Пополнение ресурсов
бюджетного фонда может осуществляться также на основе внутренних и внешних
займов и за счет эмиссии бумажных денег. Средства, привлекаемые государством на
отплатной основе временно свободные денежные средства юридических лиц, сбережения
населения, иностранный капитал (посредством продажи на финансовом рынке государственных
облигаций; получения кредита под залог пакета акций крупных предприятий;
получения государственных займов от отдельных государств или от международных
финансово-кредитных учреждений) отражают кредитный метод формирования бюджетных
ресурсов, предполагающий возвратность заимствований и платность за их использование.
Исходя из этого, средства, мобилизованные на основе государственных займов, необходимо
рассматривать не как источник формирования доходов бюджета, а как способ временного
пополнения бюджетного фонда. Аналогично следует характеризовать и эмиссии бумажных
денег, к которой государство прибегает при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение
доходов и займов затруднено, а финансирование бюджетных расходов - неотложное. Это
наиболее непопулярная мера, поскольку он усиливает инфляционные процессы и имеет
негативные социально-экономические последствия. Вместе с тем по своему содержанию кредитные
поступления и эмиссионные доходы - это сумма фактической несбалансированности доходов и
расходов бюджета. Таким образом, доходами бюджета являются те денежные средства, что
поступают в распоряжение государства на безвозмездной и безвозвратной основе
в соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством. Соотношение способов
формирование бюджетного фонда - на основе взимания бюджетных доходов, привлечение
займов и денежной эмиссии - различается по странам и во времени, зависит от
конкретной экономической ситуации, от состояния самой финансовой системы и др.
Состав бюджетных доходов, их
структура органически связаны с объемами стоимости валового внутреннего
продукта и определяются финансовой политикой государства.
Доходы бюджета классифицируются по
различными признаками. В зависимости от методов мобилизации доходы бюджета делятся на
налоговые и неналоговые (табл. 7.1).
Таблица 7.1
СОСТАВ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
И.
Налоговые поступления
|
1.
Платежи за использование природных ресурсов
|
2.
Внутренние налоги на товары и услуги
|
3.
Налоги на международную торговлю и внешние операции
|
4.
Налоги на доходы, прибыль, увеличение рыночной стоимости
|
5. Другие
налоговые поступления
|
II.
Неналоговые поступления
|
1.
Доходы от собственности и предпринимательской деятельности:
1.1. Поступления
внебюджетных средств бюджетных учреждений.
1.2. Поступления
от денежно-вещевых лотерей.
1.3. Поступления
в бюджет процентов за пользование временно свободными бюджетными средствами.
1.4. Поступления
дивидендов от субъектов предпринимательской деятельности, созданных с участием государственных
предприятий.
1.5. Рентная
плата.
1.6. Поступления
от приватизации
|
2.
Административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной
продажи.
2.1. Сборы,
взимаемых государственной автоинспекцией.
2.2. Плата
за пробирование и клеймение изделий и сплавов из драгоценных металлов.
2.3. Плата
за предоставление услуг службой разрешительной системы органов внутренних дел.
2.4. Плата
за аренду целостных имущественных комплексов государственных предприятий.
2.5. Государственное
пошлина
|
3.
Поступления от штрафов и финансовых санкций:
3.1. Суммы
взысканные с лиц, причинивших ущерб предприятию
3.2. Административные
штрафы.
3.3. Штрафы
за нарушение правил пожарной безопасности.
3.4. Сборы,
взимаемые Комитетом по надзору за охраной труда
|
4.
Другие неналоговые поступления:
4.1. Поступления
сумм просроченной кредиторской и депонентской задолженности.
4.2. Доходы
от продажи избыточных вооружений.
4.3. Плата
за транзит нефти, газа, аммиака через территорию Украины.
4.4. Поступления
от превышения расчетного фонда оплаты труда над фактическим.
4.5. Дополнительные
сборы на оплату труда.
4.6. Другие
источники
|
III.
Доходы от операций с капиталом
|
1. Доходы
от продажи основного капитала
|
2.
Поступления от продажи государственных запасов товаров
|
3.
Поступления от продажи нематериальных активов и земли
|
IV.
Бюджетные трансферты
|
1.
Внешние трансферты
|
2.
Официальные внутренние трансферты (изъятие средств)
|
V.
Целевые государственные фонды
|
1. Фонд
Украины социальной защиты инвалидов
|
2. Фонд
охраны окружающей среды
|
Страны с рыночной экономикой доходы
своих бюджетов формируют в основном за счет налогов. В доходах центральных бюджетов
развитых стран они достигают 80-90 %, а в США - более 95 %.
Неналоговые доходы бюджета:
■ доходы от использования имущества,
находится в государственной собственности (арендная плата от сдачи в аренду
государственного имущества; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в
кредитных организациях; дивиденды по акциям, владельцем которых является государство;
возврат государственных и бюджетных кредитов и др.);
■ доходы от продажи имущества, находящегося
в государственной собственности;
■ проценты и дивиденды, начисленные
на долю имущества, принадлежащего государству в имуществе хозяйственных обществ;
■ доходы от платных услуг,
предоставляются органами государственной власти, а также бюджетными учреждениями;
■ средства, полученные в результате
применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной
ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного
изъятие);
■ другие неналоговые доходы.
Доходы от операций с капиталом -
доходы бюджета в виде поступлений от продажи основного капитала, государственных
запасов товаров, земли и нематериальных активов.
В доходы бюджета могут
зачисляться трансферты - перечисления от физических и юридических лиц,
международных организаций и правительств иностранных государств, других органов государственной
власти на безвозмездной и безвозвратной основе.
В Украине в официальных трансфертов,
поступающие из-за рубежа, относятся текущие поступления от секретариата ООН
за украинский контингент. В других трансфертов относятся специфические гранты
целевого назначения, а также генеральные гранты, не обусловленные конкретными
целями их израсходования.
Доходы бюджета классифицируют и по
другими признаками, например:
■ в зависимости от государственного устройства
государства различают:
а) в унитарном государстве - доходы
центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов;
б) в федеративном государстве - доходы
федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных
бюджетов:
■ в зависимости от уровня бюджетной
системы, за которым закрепляются доходы, они подразделяются на закрепленные и
регулировочные;
■ в зависимости от источников поступления
выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения;
■ в зависимости от конкретных видов
прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий, налог на доходы
граждан, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор и др.);
■ в зависимости от гражданства субъектов
налогообложения - уплачиваемые резидентами или нерезидентами.