Тема 6. Система государственного
регулирования и стимулирования инновационной деятельности
6.1. Необходимость, методы и органы
государственного регулирования инновационной деятельности
Согласно статье 6 ЗУ “Об инновационной
деятельность” государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется путем:
• определения и поддержки приоритетных направлений инновационной
деятельности государственного, отраслевого, регионального и местного уровней;
• формирования и реализации государственных,
отраслевых, региональных и местных инновационных программ;
• создание нормативно-правовой
базы и экономических механизмов для поддержки и стимулирования инновационной
деятельности;
• защиты прав и интересов
субъектов инновационной деятельности;
• финансовой поддержки выполнения
инновационных проектов;
• стимулирование коммерческих банков
и других финансово-кредитных учреждений, кредитующих выполнение инновационных
проектов;
• установление льготного налогообложения субъектов инновационной деятельности;
• поддержки функционирования и развития современной инновационной
инфраструктуры.
В экономической литературе определяют
несколько причин необходимости государственной поддержки инновационных усилий
предприятий 3:
1) Отдельные предприятия,
индивидуумы не в состоянии присваивать адекватную долю общей выгоды,
возникает от их инновации в обществе. Например, они не могут
присвоить себе всю прибыль, которую получит общество в результате диффузии
их инновации. Но этого суммарной прибыли не было бы в случае неосуществления
этой частной фирмой-пионером данной инновации.
2) Риск, что существует в инновационной
деятельности, часто не под силу одному предприятию, ибо означает для него высокую
вероятность банкротства.
3) Невозможность организации
соответствующего научно-технического информационного пространства для нужд инновационной
поведения на уровне отдельной фирмы.
4) Несовершенство рынка капиталов
для обычного получения займа под инновационный проект. Не учитывая
общественный выгоде, цена такого капитала остается слишком высокой для многих
инновационных проектов.
5) Государственное регулирование дает
возможность обществу избежать распыления ресурсов при нерациональном
дублировании работ научных исследований, разработок и внедрения.
6) Потребности национальной безопасности.
Особенно это касается военной техники, где инновации решают преимущества
страны в вооружении. Но, в широком плане состояние экономики страны, ее
конкурентоспособность также является предметом анализа и планирования поддержки
развития государственными институтами.
7) Внешние отношения страны и
отдельных ее фирм. На этом поприще часто становится важным поддержать свои
инновационные инициативы вопреки рыночной ситуации, которая складывается на определенный
момент, ради будущего роста.
О степени государственного вмешательства в
инновационные процессы в развитых странах можно судить по такому показателю как
наукоемкость валового внутреннего продукта (отношение национальных расходов
на НИОКР к ВВП). За последнее десятилетие этот показатель в развитых странах
стабилизировался (см. табл. 6.1).
Таблица 6.1
Доля расходов на НИОКР в ВВП в
странах “большой семерки”, %
Годы
|
США
|
Япония
|
ФРГ
|
Франция
|
Великобритания
|
Италия
|
Канада
|
1985
|
2,8
|
2,6
|
2,7
|
2,3
|
2,3
|
1,1
|
1,4
|
1990
|
2,7
|
2,9
|
2,8
|
2,4
|
2,2
|
1,3
|
1,5
|
1995
|
2,6
|
2,7
|
2,5
|
2,4
|
2,2
|
1,3
|
1,5
|
2000
|
2,8
|
2,9
|
2,7
|
2,4
|
2.3
|
1,7
|
1,6
|
Цель государственного регулирования на
каждом историческом этапе развития экономики зависит от многих обстоятельств и,
в первую очередь от степени общего развития экономики. Классический набор целей
государственного регулирования экономически развитых стран предусматривает следующие
составляющие:
• экономический рост,
• полную занятость,
• экономическую эффективность,
• стабильный уровень цен,
• экономическую свободу,
• справедливое распределение доходов,
• экономическую обеспеченность,
• сбалансированность внешнеэкономических
отношений.
Разработка системы государственного
регулирование включает также определение важнейших социальных, экономических и
других целей и задач на перспективу.
Регулирования инновационного
предпринимательства государство может осуществлять прямыми и косвенными методами.
Прямые методы - это методы
непосредственного вмешательства государства в инновационную деятельность. Они бывают
преимущественно двух форм: административно-ведомственной и программно-целевая.
Первая форма заключается в прямом
дотационном финансировании на основе действующего законодательства.
Вторая форма предусматривает использование
целевых программ. По целевым программам развивающихся технопарков структуры,
венчурное предпринимательство и т.д.
Косвенные методы направлены на
создание благоприятного инновационного климата и стимулирования новаторства. К
косвенных методов, прежде всего, относятся налоговые и кредитные льготы, страхование
инновационных льгот.
Анализ экономической ситуации,
сложилась в Украине в процессе перехода к рыночной системе хозяйствования, а
также опыт зарубежных стран в сфере государственного регулирования инноваций позволяют
выработать определенную стратегию формирования инновационной модели развития путем
применение финансово-кредитных и налоговых рычагов.
Органами государственного регулирования
инновационной деятельности являются:
1. Верховная Рада Украины.
2. Верховная Рада Автономной
Республики Крым.
3. Представительные органы
местного самоуправления - сельские, поселковые, городские советы.
4. Исполнительные органы местного
самоуправления - сельские, поселковые, городские советы.
5. Кабинет Министров Украины.
6. Специально уполномоченный
центральный орган исполнительной власти в сфере инновационной деятельности.
7. Совет Министров Автономной
Республики Крым, местные государственные администрации.
___________________________________
3 Tisdell C.A. Science and Technology
Policy Priorities of Government. London, New York, Charman and Hall. 1981.