Физика
Уроки Физики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки физики в 10 классе

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОВ ДИНАМИКИ

 

Урок № 14

Тема. Лабораторная работа «Исследование равновесия тела под действием нескольких сил»

 

Цель: экспериментально проверить правило моментов для рычага.

Тип урока: урок контроля и оценивания знаний.

Оборудование: штатив с муфтой, рычаг, набор грузиков, динамометр, линейка с миллиметровыми делениями.

Рекомендации по проведению лабораторной работы

Учитель должен ориентировать учащихся на возможность выполнения лабораторной работы на двух уровнях сложности и, соответственно, оценки.

Уровень «А» соответствует минимальным требованиям для положительной оценки (обязательный для всех учащихся).

Уровень «В» содержит дополнительные задания (в основном из вычисления погрешностей) и рассчитан на учеников, которые хотят получить 10-12 баллов.

ХОД РАБОТЫ

Уровень «А»

1. Установите рычаг на штативе и зрівноважте его в горизонтальном положении с помощью регулировочных гаек на концах.

2. Удерживая рукой рычаг в горизонтальном положении, как показано на рисунке, подвесьте к нему на произвольных расстояниях от оси две «гирлянды» из набора грузиков.

 

 

3. Зрівноважте рычаг, прикладывая к нему за помощью динамометра вертикально направленную силу. Измерьте эту силу.

4. Измерьте расстояние от оси рычага до точки подвешивания грузиков, а также до точки крепления динамометра.

5. Повторите опыт еще два раза, меняя положение точек подвешивания тяжестей и их массы. Результаты всех опытов запишите в таблицу.

6. Для каждого из опытов вычислите сумму |Mnp| моментов сил, вращающие тело против часовой стрелки, и сумму |M| моментов сил, вращающие тело по часовой стрелке. Массы грузиков из набора считайте известными (по 100 г).

7. Запишите вывод: выполняется правило моментов в поставленных вами опытах?

 

Уровень «В»

8. Выполните еще один опыт, в котором сила F3, приложенная к рычагу со стороны динамометра, направленная вверх.

9. Вычислите значение отношения |Mnp/ M| для всех поставленных вами опытов и запишите их в таблицу.

10. Оцените погрешность измерений, сравнивая полученные значения |Mnp/ M| с единицей.

 

Домашнее задание

Выполнить лабораторную работу «Определение положения центра тяжести плоских фигур».