СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
Урок 23. ЧУВСТВА, ИНТЕЛЛЕКТ, ВОЛЯ. ИДЕАЛЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Цель: раскрыть сущность понятий «чувство», «интеллект», «воля»; показать важность процесса самовоспитания этих качеств для личности; воспитывать уважение к человеческим ценностям, прививать нормы общечеловеческой морали, стимулировать самовоспитание и самосовершенствование учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения: эвристическая беседа с элементами ролевой игры.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация знаний. Мотивация учащихся
Беседа
1) стоял перед вами вопрос: кто такая гармоничная личность?
2) существуют Ли сегодня такие личности?
3) Чем они отличаются от других людей?
4) В чем вы видите гармонию личности?
III. Изучение нового материала
1. Вступительная рассказ учителя.
- Чувства человека - это психическая форма проявления ее разнообразных потребностей, отражение ею своей реальной зависимости от тех предметов или условий, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей. Поэтому понятно, что чем больше у человека разнообразных потребностей, тем богаче и разнообразнее будет ее чувственный мир.
Чувства человека не являются неизменными: они проходят разные этапы своего развития. Сначала они могут проявляться как не совсем понятны поезда, которые впоследствии превращаются в желания. Если потребности, которыми они вызваны, не удовлетворяются, то чувства приобретают формы устойчивых стремлений.
Эмоция - это внутреннее положительное или отрицательное реагирования человека на те предметы или условия, которые способствуют или мешают удовлетворению человеческих потребностей. Кратковременные и бурные чувства, эмоции называются аффектами.
2. Ролевая игра «На приеме у психолога».
Игра происходит по методу «Аквариум». В центре аудитории - круг учеников. Они пришли на прием к психологу. Психолог (ученик, который готовился заранее) ведет психотренинг, цель которого - научить людей правильно управлять своими чувствами и эмоциями.
Остальные ученики наблюдают за работой «психолога» и «группы».
3. Комментарий школьного практического психолога.
4. Самостоятельная работа.
Подготовить письменные тезисы выступления во время дискуссии.
5. Дискуссия на тему: «оправданы по жизни «горячее сердце» и «холодный ум»?».
IV. Итоги урока
Выступление школьного психолога.
V. Домашнее задание
1) Привести примеры из украинской и мировой литературы решения проблемы «горячего сердца» и «холодного ума».
2) По учебнику Г. А. Арцишевського «Человек и мир» читать с. 296-305.
3) Опережающее задание. Учащиеся готовят выступления на темы:
• «Любовь есть утверждение бытия человека».
• «Нравственные основы любви».
• «Вера и надежда как признаки глубины чувств и развитости внутреннего мира человека».
• «Вера и доверие: сущность и значение в человеческих отношениях».
• «Надежда на лучшее - неотъемлемое чувство человека».