Философия
Уроки по философии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 11 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

 

Урок 22. ЧЕСТЬ, СОВЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА

 

Цель: раскрыть сущность понятий: «честь», «совесть», «человеческое достоинство», «порядочность»; показать важность процесса самовоспитания этих качеств для личности; воспитывать уважение к человеческим ценностям, прививать нормы общечеловеческой морали, стимулировать самовоспитание и самосовершенствование учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: эвристическая беседа с элементами ролевой игры «Актуальное интервью».

Оборудование: карточки с ситуативными заданиями.

Эпиграф:

Человек - вещь священная.

Сенека

ХИД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация знаний. Мотивация учащихся

Вопросы для обсуждения

1) Каждый знает, что он - человек, но знает точно, что такое человек? Это вопрос, решить который человеческая мысль стремится с начала своего существования, но ответа до сих пор не найдено. Почему так?

2) Как вы понимаете эпиграф урока?

 

III. Объяснение нового материала

1. Рассказ учителя.

- Мы живем в нелегкое, но чрезвычайно насыщенную историческими событиями эпоху перехода от несвободы, угнетения, бесправия к утверждению прав человека, уважения достоинства личности, осознание того, что человек сам отвечает за себя, за свое настоящее и грядущее. Новая Украина, которая вступила в независимости на рубеже веков, провозгласила для себя, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность определяются как высшая социальная ценность.

Каждый человек, естественно, имеет сугубо специфический тип личности, то есть совокупность отличительных черт, психологических характеристик, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду. Тип личности можно с определенной степенью точности описать путем определения уровня таких свойств, как самоорганизация, интеллект, независимость, подготовленность, психологический такт, коммуникабельность, настороженность, властолюбие. Но как определить такие моральные качества, как честность, порядочность, достоинство, совесть, нравственность?

Что такое человеческое достоинство?

Достоинство - это нравственная черта, которая отражает уникальную, непревзойденную ценность человека, и с момента рождения каждого человека ее достоинство является одинаковой и равной» с достоинством всех других людей.

Осознание этого каждым человеком приводит к формированию у нее чувства собственного достоинства. А это - важный залог поддержания и защиты человеческого достоинства, уважения к ней со стороны других людей, отстаивание человеком своих прав, признание равенства ней и уважительного отношения к другим людям.

2. Выступления учащихся с сообщениями о признаках конкретных моральных черт человека.

3. Работа над понятийным аппаратом. Запись терминов и понятий в тетрадях.

 

IV. Закрепление знаний

1. Проблемные вопросы.

Работа проходит в форме ролевой игры «Актуальное интервью».

Задания по карточкам

Учащимся необходимо разбиться на пары. Пара получает карточку с заданием: один - корреспондент, второй - выдающаяся личность (политик, актер, общественный действие, священник, спортсмен, поэт и т.д.). Корреспондент ведет беседу с целью определить, что для его собеседника есть мораль, человечность, духовность. Какие черты и качества в человеке импонируют ему? Какие нравственные черты присущи ему лично?

2. Работа группы экспертов.

Группа экспертов из числа учащихся определяет, убедительными были ответы, есть спорные моменты в интервью, смог корреспондент и его собеседник доказать значимость таких черт, как честность, порядочность, совісливість, достоинство.

 

V. Итоги урока

 

VI. Домашнее задание

Составить «Моральный азбуку человека».