Философия
Уроки по философии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 11 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

 

Урок 24. ПРАВДА, ЛОЖЬ, ИСТИНА. ИХ ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЕ. ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ КАК ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Цель: раскрыть сущность понятий «правда», «ложь», «истина», «вера», «надежда», «любовь»; показать важность процесса самовоспитания этих качеств для личности; воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям, прививать нормы общечеловеческой морали, стимулировать самовоспитание и самосовершенствование учащихся.

Тип урока: комбинированный.

форма проведения: эвристическая беседа.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация знаний. Мотивация учащихся

1. Беседа с элементами опроса.

1) Что такое чувства и эмоции?

2) Какие способы избежать стрессовых ситуаций вам известны?

3) Почему не следует портить настроение другим людям?

4) Почему некоторые человеческие чувства называют высшими? Какие именно?

2. Выступления учащихся с докладами о раскрытии темы «горячего сердца» и «холодного ума» в украинской и мировой литературе.

 

III. Изучение нового материала

1. Постановка проблемного вопроса: «Полезным или вредным является дождь»? Во время ответов учитель наталкивает учащихся на момент «поиска истины», то есть однозначного ответа на такое «легкое» вопрос.

2. Рассказ учителя.

- Как видим, это легкий вопрос вызвало в вас бурные эмоции и неоднозначность ответов. Где же искать истину в ответе на вопрос о дожде? И что такое вообще истина?

Сегодня формируется новая картина мира, в содержании которой достаточно четко выделяется тенденция к отказу от жестко натуралистических схем бытия, стремление серьезно относиться к гуманистических ценностей. Среди них - истина как определенная ценность. Она всегда была и остается одной из самых высоких гуманистических ценностей людный. Любая попытка отделить истину от субъективно-практического, гуманистического контекста человеческой жизнедеятельности неизбежно оборачивается не просто трагедиями и катастрофами, но и уничтожением собственно истины.

Истина как философское понятие имеет собственные характеристики. Объективность является исходной фундаментальной характеристикой истины, с которой (объективностью) тесно связана другая фундаментальная характеристика истины - абсолютность, то есть ее принципиально устойчивый, постоянный характер. Истинное знание является истинным всегда, оно практически вечное. Однако указанные черты абсолютности истины являются справедливыми лишь в диалектическом единстве с другой фундаментальной характеристикой истины - ее относительно. Нарушение этого диалектического единства, попытка отделить абсолютность от относительности (и наоборот) так же, как и в случае отделения объективности от субъективно-практического почвы истины, ведут к исчезновению истины, превращение ее в свою противоположность - ошибочность (заблуждение).

Рассмотрим диалектическое взаимодействие абсолютности и относительности истины на простом историческом примере. В античном и феодальном обществах люди были твердо убеждены в том, что земная поверхность является плоскостью. Сегодня мы говорим, что это - ошибочность. Каждый школьник (и даже дошкольники) сегодня знает, что Земля имеет сферическую поверхность, и может привести соответствующую аргументацию в пользу своего представления. И не возникает при этом вопрос: пусть люди и действительно ошибались, считая Землю плоской, но почему все ошибались одинаково? Не существовала здесь какая-то объективное обстоятельство, что рождало в головах людей одинаковое (пусть и ложное) представление?

А было ли это представление вообще ошибочным? Несмотря на всю, казалось бы, невероятность такого предположения, оно оказывается не таким уж и невероятным. Вспомним то важное обстоятельство, что содержание нашего знания (истинного первую очередь) определяется не собственно реальностью как таковой, а «изменением ее человеком», то есть практикой. Конечно же, Земля как античности, так и в средние века, как и теперь, была сферической. Но тогдашняя и нынешняя практика - далеко не одно и то же.

И все же люди того времени ошибались не в том, что считали ту небольшую территорию, на которой они проживали, плоской по форме (тут они правы), а в том, что распространяли правильное, истинное в определенных рамках (в рамках бесконечно малого участка земной поверхности) положения за рамки его действия. Абсолютная и относительная истина - это не две разные истины, а одна и та же истина, которая рассматривается под разными углами зрения.

Из анализа диалектики абсолютной и относительной истины выводится и следующая ее фундаментальная характеристика - конкретность. И действительно, абстрактная постановка вопроса об истинности того или иного утверждения приводит к неозначеного (такого, что содержит ответа, что взаимно исключают друг друга). Так, на общий вопрос: «Полезен или вреден дождь?» - получим такую общую ответ: - «И полезен, и вреден»; или: «Плоская или сферическая поверхность Земли?» Ответ: «плоская и сферическая».

Обратимся для примера к оценке известного поступка гетмана Украины И. Мазепы российским императором Петром i в письме к полтавского полковника после получения известия о выступление Мазепы против Москвы: «Изменник, богоотступник, вор... для собственной своей тщетной славы и властолюбия учинил, а шведа для того в Украину призвал, дабы поработить сей малороссийский народ». Эти слова в течение почти трех веков были официальной оценке украинского гетмана в Российской империи, а после краха последней приобрели статус официальной оценки и в советской истории. Но в реальном историческом контексте «предателем» был не Мазепа, а Петр И, поскольку именно он нарушил «Мартовские статьи» 1654 г., подписанные царским правительством. Исторически адекватной представляется оценка малоизвестного российского историка Мартынова: «Союз со Швецией не представлял никакой опасности для политической свободы Украины... Попытка Мазепы уничтожить чужеземное господство на Украине настоящая и искренняя».

Таким образом, будучи объективной по своему содержанию, истина обнаруживает при этом признаки абсолютности и относительности, что характеризует ее как исторически многоплановую и, следовательно, конкретную. Все эти фундаментальные характеристики истины раскрывают ее как сложную, диалектически противоречивую и вместе с тем целостную гносеологічну конструкцию. Такая целостность проявляется в постоянной незавершенности истины.

Ориентирована на возможность ее выявление и реализацию, истина постоянно открывает за пределами такой реализации новые возможности, выявление и реализация которых открывает все новые и новые горизонты для последующих возможностей. Ведь, как уже отмечалось, истина не есть «равнодушным отражением» всего существующего, она является воспроизведением реального мира как «поля потребностей и интересов человека.

Истина никогда не возникает «истиной-результатом», она - и в этом ее главная характеристика - всегда является истиной-процессом.

3. Работа в тетради.

Привести исторические примеры для доказательства характерных особенностей истины.

4. «Проблемный круг».

Правда и ложь. Высказать собственные мнения об этих понятиях. Записать в тетрадях определение, привести конкретные исторические факты или примеры из художественной литературы.

5. Выступления учеников.

1) «Любовь есть утверждение бытия человека».

2) «Нравственные основы любви».

3) «Вера и надежда как признаки глубины чувств и развитости внутреннего мира человека».

4) «Вера и доверие: сущность и значение в человеческих отношениях».

5) «Надежда на лучшее - неотъемлемое чувство человека».

 

IV. Закрепление знаний

Беседа за вопросами

1) согласны Ли вы с тем, что человек является высшей ценностью? Обоснуйте свой ответ.

2) Проанализируйте свои отношения с другими людьми и попытайтесь ответить на вопрос: имели ли место в вашей жизни случаи, когда вы отнеслись к человеку как к средству достижения собственных корыстных целей?

3) Что следует делать, чтобы лично вас не использовали как средство для достижения кем-то корыстных целей?

4) человека можно считать высокоморальным?

5) Какой вы представляете идеальную человека?

 

V. Итоги урока

 

VI. Домашнее задание

Подготовить стихи про веру, любовь, надежду.