Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

Урок № 24

Тема: Склонение существительных первого склонения

 

Цель: объяснить особенности склонения существительных первого склонения, формировать умение самостоятельно отменять такие существительные, определять орфограми в падежных окончаниях существительных первого склонения и объяснять их с помощью соответствующих орфографических правил; формировать навыки коллективной и самостоятельной работы с учебником и с таблицей; развивать логическое мышление; воспитывать любовь к природе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

Выборочный диктант. Выписать существительные первого склонения. Объяснить, на каком основании существительные разделены на отмены.

Гай, осина, холмы, море, ветер, паляница, глубь, глубина, тишина, Днепр, Славута, грохот, детеныш, жизнь, площадь, ответственность, имя, честь, воля, статья, задачи, рожь, пшеница, колосья, лицо, надежда, синева, облако, рукавица, холм, подземелья, гривна, семья, мать, теленок, буря, товарищ, поселок, школьник.

 

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

III. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Коллективное выполнение упражнения 126 (i - III). Определить, к какой группе принадлежит каждый из провідмінюваних существительных.

Проработка теоретического материала (п. 14, работа с таблицей на с. 66).

Работа у доски. Просклонять существительные калина, судьба, душа, сверяя окончания поданной на с.66 таблицей учебника.

Работа с учебником. Самостоятельная проработка теоретического материала, представленного на с. 67 (творительный падеж единственного числа).

Работа у доски. Представленные существительные поставить в форме орудного падежа единственного числа. Окончания существительных сверять с таблицей на с. 66 учебника.

Лещина, земля, линия, граница, полонина, сабля, волна, песня, страна, пуща, круча, стиральные порошки, Лука, судья, таблица, Марьяна, Мария, София, гуща, сажа.

 

ИV. Выполнение упражнений на закрепление.

Переписать, приведенные в скобках ставя существительные в нужной форме. Окончание выделить.

Рассветы плывут над (земля). (А. Малышко.) Байрак под (утес) шумит. (М. Чернявский.) Все небо было покрыто густыми облаками, как будто черной (пашня). (И. Нечуй-Левицкий.) Рожь (пшеница) родит нам поле не для одних нас, на всякого долю! (А. Метлинский.) Как мак, (душа) рожевійте, сердца песнями доверху налейте! (П. Тычина.) (Тигрица), которую пекут клеймом, ревела земля под конским копытом. (Ю. Клен.) Ночь неподвижно (тишина) блестит. (Есть. Маланюк.) Под (груша) в дикой моркови до утра ходят ежи. (Л. Костенко.)

Записать пословицуя, вставляя пропущенное слово. Какой частью речи является это слово? Определить его падеж, объяснить написания падежного окончания.

Мы с тобой - как рыба с ... . Сказал “спасибо” по спине ... . Куда конь с копытом, туда и жаба с ... , а рак ... . Изба красна своей ... .

Народное творчество.

Для справок. (С) водой. Дубиной. Лапой, (с) клешней. Хозяйкой.

 

V. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Проработка теоретического материала (с. 68).

 

VІ. Выполнение упражнений на закрепление.

Работа у доски. Поставить существительные в форме кличного падежа. Два-три существительные в кличному падеже ввести в самостоятельно составленных предложений (устно).

Галина, Галя, Галюня, Марина, Маня, Николай, Микольця, Колюня, Илья, Савва, Лука, Ярема, Дарья, София, Мелания, бабушка Агафья, бабушка Ольга, тетя Анечка, сестрица Маруся, госпожа Анна Семеновна, сусідонька Харитя, госпожа Арина, панна Зося.

Работа у доски. Поставить существительные в форме давального падежа единственного числа. Указать согласные, которые чередуются.

Ольга, Ивга, река, лисичка, Маричка, дочь, свекровь, муха, Мартоха.

Работа с учебником. Выполнение упражнения 129 (устное).

 

VII. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Самостоятельная проработка теоретического материала (родительный падеж множественного числа с. 69).

 

VIII. Выполнение упражнений на закрепление.

Работа с учебником. Выполнение упражнения 130.

Диктант с комментированием. Подчеркнуть существительные первого склонения, определить падеж каждого, выделить окончания.

Праведная душа! Прими мою речь... Слава тебе, Гамаліє, на весь мир большой, на всю Украину, что не ты дал обществу сгинут на чужбине! (Т. Шевченко.) К родному слову касаюсь душой (В. Геращенко.) Расскажи мне, расскажи, ибо легенда не имеет предела. (М. Сингаевский.) Медведем раскинулся бор и лежит под горой... (Есть. Гуцало.) Выгляжу тебя за горами, хоть заглянешь на огонек с кашей... (А. Малышко.) Пропрощалось ясное солнце с черной землей, выступает круглый месяц с сестрой зарей... (Т. Шевченко.)

 

IX. Подведение итогов урока.

 

Х. Домашнее задание.

П. 14, упражнение 133.