I СЕМЕСТР
УРОК 26
Тема. Сказка «Репка». Развитие диалогической речи. Прослушивание эпизодов сказки «Репка». Соотнесение эпизодов с рисунками
Цель: учить учащихся соотносить рисунки-иллюстрации с текстом; развивать диалогическую речь, воображение (абстрактное, реалистическое, схематическое), умение внимательно слушать и запоминать последовательность событий; воспитывать желание дружить друг с другом, помогать друг другу.
Оборудование: аудиозапись украинской народной сказки «Репка», иллюстрации и рисунки к сказке; иллюстрации к другим народным сказкам.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Беседа по содержанию и названиям украинских и русских народных сказок
Учащиеся определяют название сказки по иллюстрации и рассказывают краткое содержание названной сказки.
III. Сообщение темы и задач урока
Слово учителя с элементами беседы
— Молодцы! Вы знаете очень много народных сказок. А кто из вас догадался, почему эти сказки называются народными? (Их придумал народ.)
— Сегодня на уроке мы послушаем сказку, которая вам очень хорошо известна,— это украинская народная сказка «Репка». Кто помнит героев этой сказки? (Дед, баба, внучка, собака, кошка, мышка)
— Правильно! А что выращивал дед на огороде? (Дед выращивал на огороде репку.)
— Чем полезна репка? (В ней много витаминов.)
— Итак, сказка начинается!
IV. Работа по теме урока
1. Слушание аудиозаписи сказки «репка»
2. Беседа по содержанию сказки
— Почему деду удалось вырастить такую большую репку? (Потому что он очень хорошо ухаживал за ней, поливал, обкапывал, пропалывал.)
— А если бы не мышка, смог бы дед вытащить репку? (Нет, не смог бы.)
— Почему?
3. Речевая зарядка
Учитель. Давайте повторим хором слова из этой сказки: «Дедка за репку...»
4. Мы рисуем
Учитель. На ваших партах лежат рисунки. Проверим, знаете ли вы, как выглядят овощи. Найдите на рисунках репку и разукрасьте её. (См. приложение к уроку.)
V. Закрепление полученных знаний
1. Соотнесение содержания сказки с иллюстрациями
Учитель. А сейчас, ребята, мы проверим, хорошо ли вы запомнили эту сказку.
На нашей доске висят рисунки — иллюстрации к этой сказке. Расставьте их в таком порядке, в каком происходили события.
2. Игра «Собери сказку»
Комментарий: учащиеся объединяются в три команды (каждая имеет свой комплект рисунков) и по сигналу учителя начинают вывешивать на магнитной доске иллюстрации. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справилась с заданием.
3. Беседа. работа с пословицами и поговорками
— Скажите, ребята, вам всем вместе быстро удалось справиться с заданием? (Да, быстро.)
— А кто знает почему? (Мы делаем всё вместе, дружно.)
— Смог бы один человек быстро и правильно развесить все рисунки? (Нет)
— А кто знает пословицы и поговорки про совместный труд, дружбу, взаимовыручку?
• Друг познается в несчастье.
• Друга ищи, а найдешь — береги.
• Дружба дороже денег.
— А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
• Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
• Терпенье и труд всё перетрут.
• Труд кормит, а лень портит.
— Скажите, а надо ли доводить начатое дело до конца? Почему?
— Что бы было, если б дед не смог вытянуть репку и оставил её на огороде? (Она бы пропала, и труд деда был бы напрасным.)
— Правильно. А какие пословицы и поговорки об этом вы когда-нибудь слышали?
• Сделал дело — гуляй смело.
• Какие труды — такие и плоды.
• Оставленное дело снегом занесёт.
VI. Итог урока
— Какую сказку мы сегодня слушали? (Украинскую народную сказку «Репка»)
— Почему она народная? (Её придумал народ.)
— Назовите героев сказки.
— Что им помогло вытащить репку?
— Кто такие друзья?
Приложение