УРОК № 23
Тема. Буквы ь и ъ как разделительные знаки
Цель: добиться усвоения правила «Употребление разделительных ъ и ь»; развивать умение правильно произносить слова с разделительными знаками; закреплять навыки применения изученных правил.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
В русском языке буква ь может употребляться для обозначения мягкости согласного. Приведите примеры.
Буква ь может употребляться между согласным и гласным, указывая, что их надо произносить раздельно (отсюда — название разделительный ь). Сравните: солю [л’у] — солью [л’й’у].
2. Чтение вслух. Наблюдение за произношением звуков.
— Прочитайте вслух.
Поленья, муравьи, счастье, полью, шьет.
— Какой звук произносится между согласным и гласными я, и, е, ю, ё?
— Как это обозначается на письме?
3. Объяснение учителя.
Разделительный ь пишется в некоторых заимствованных словах перед о, например: батальон, почтальон, компаньон.
4. Беседа с учащимися.
— Перед какими буквами пишется разделительный ъ? Разберем по составу слова объезд, предъюбилейный, подъем, объявление.
— После какой части слова пишется разделительный твердый знак? Перед какими буквами?
— Сформулируем правило написания разделительных ъ и ь. Разделительный ъ пишется после приставок на согласные перед буквами е, ё, ю, я. В остальных случаях перед этими же буквами и перед и пишется разделительный ь.
5. Объяснение учителя.
Разделительный ъ не пишется после префиксов на согласную перед буквами а, о, у, э, например: безаварийный, предолимпийский, сузить, сэкономить.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Распределительный диктант.
— Запишите, распределяя слова в два столбика: с разделительными ъ и ь.
1) Серьезный, подъем, лью, отъезд, трехэтажный, двухъярусный, обезьяна, съемка, лисьи, птичьи, вьюга, бьет, необъяснимый, пенье, предъявить.
2) Объезд, объявление, объяснение, дверью, бьются, объединение, третьего, перья, разъяснять, объявить, зверье, крылья, волчья.
2. Орфоэпическое упражнение.
— Прочитайте звуковую запись слов.
[в’йэст], [аб’йат], [жыв’ом] — [жыв’йом], [п’йу], [из’йат’].
— Запишите слова в соответствии с орфографическими нормами русского языка.
3. Работа с текстом.
— Прослушайте текст. Выпишите в тетрадь слова с орфограммой «Разделительные ъ и ь».
Моя семья
У меня большая семья. Мои старшие братья учатся, а сестра работает. Она швея в ателье. Мои мама и папа тоже работают. У папы необычная профессия. Он конферансье. На концертах он объявляет выступления артистов, рассказывает веселые истории, шутит. Моя мама — зоолог, она изучает жизнь животных, особенно хорошо знает хищников. Волчьи и лисьи повадки ей хорошо известны. А вот я еще не решил, чем буду заниматься. Мне нравится фотосъемка. Возможно, я стану фотографом.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятий 21—22.
2. Выполнить упр. 225, 229.