УРОК № 23
Тема. Буквы ы, и после префиксов. Работа над развитием и культурой речи «По одежке встречают...»
Цель: обучать орфограмме «Буквы ы, и после префиксов», умению использовать изученную орфограмму на письме; обогащать устную речь учащихся; воспитывать вежливое, корректное отношение к собеседнику.
Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
2. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1
Замените данные словосочетания соответствующими словами с префиксом, заканчивающимся на -з, -с. С полученными словами составьте словосочетания и запишите их.
1) Жестокий, не способный к состраданию. 2) Смелый, не испытывающий никакого страха. 3) Мертвый, без признаков жизни. 4) Попросить прощения. 5) Письменный пересказ прочитанного, услышанного. 6) Передать содержание.
Карточка № 2
Замените выделенные слова прилагательными с префиксом, заканчивающимся на -з, -с. Префиксы и корни обозначьте.
1) Дорога без конца. 2) Операция без боли. 3) Пространство, где нет воздуха. 4) Почва, не дающая плодов. 5) Жидкость, не имеющая цвета. 6) Птичка, не заботящаяся ни о чем.
Карточка № 3
Вставьте пропущенные буквы з или с в префиксы. Обозначьте префиксы во всех словах. Выполните морфемный разбор первых двух слов.
Ра..стилает, расположила, ра..чистил, бе..жалостно.
Карточка № 4
Переведите текст на русский язык. Запишите. Ответьте на поставленный в тексте вопрос.
Подовшали ночі, покоротшали дні. Сизі тумани вкривають поля, сади, луги. В полі закінчують копати картоплю, буряки. Відлітають птахи в теплі краї. Тільки одна горобина весела. Вона червоніє кетягами ягід поміж золотого листя. Гаї і садки в багрянці. Який настав місяць?
3. Словарный диктант.
Запишите слова, обозначьте орфограмму «Буквы -з, -с в префиксах».
Беззвездная (ночь), бесконечный, избежать, изжарить, испечь, беспокойство, искрошить, исцарапать, издали, вспахать, разглядеть, сделать.
4. Проверка группового задания.
Упр. 223.
III. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста.
(Учебник, с. 109—110.)
2. Обогащение речи.
Упр. 203 (устно).
3. Работа с текстом.
1) Выявление понимания (упр. 229).
2) Умение последовательно передавать содержание (упр. 231).
3) Составление плана (упр. 232).
4. Беседа и задания учащимся.
— Что такое комплимент? Найдите ответ на этот вопрос в упр. 233.
— Для чего нужны комплименты? Как следует на них отвечать?
— Выполните устно упр. 234, ознакомьтесь с рубрикой «Советуем запомнить!».
5. Практическое упражнение.
Восстановите пропущенные реплики диалога (упр. 235).
6. Подведение итогов беседы.
Учащиеся принимают участие в обсуждении пословицы из упр. 240.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
Чтение учебной статьи, помещенной на с. 108.
2. Практическое упражнение.
Упр. 224 (письменно).
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Тренировочное упражнение.
Добавьте к данным словам префиксы, полученные слова запишите.
1) под-, от-: искать, ехать, тащить, делать.
2) без-: искусственный, искусный, жизненный, опасный, ошибочный, известный;
3) с-: играть, ездить, есть, ябедничать, экономить.
2. Диктант с комментированием.
Запишите словосочетания. Подчеркните орфограмму «Буквы ы, и после префиксов». Выбор гласной прокомментируйте.
Сыграть партию в шахматы, отыскать нужную книгу, изучить иностранный язык, разыгралась вьюга, подыскать нужные примеры, сверхинтересное событие, в саду заиграл оркестр, межинститутский турнир, гражданин получил выигрыш, учитель выдал спортинвентарь, брат учится в мединституте, небезынтересный случай, небезызвестный герой.
Выполните морфемный разбор слов мединститут, спортинвентарь, небезынтересный.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятия 22 (с. 108). Упр. 225 (письменно), 237 (устно).