УРОК № 24
Тема. Правописание суффиксов
Цель: изучить орфограммы, связанные с написанием суффиксов -ек-, -ик-, -чик-, -щик- и других в именах существительных; -ив-, -ев- и других в именах прилагательных; написание мягкого знака перед суффиксом -ек-; обучать умению находить изученные орфограммы и объяснять их, применять полученные знания и умения на практике.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Фронтальный опрос.
— Какую часть речи называют именем существительным? На какие вопросы отвечает существительное? Приведите примеры имен существительных.
— Какую часть речи называют именем прилагательным? На какие вопросы отвечает прилагательное? Приведите примеры имен прилагательных.
2. Распределительный диктант.
Запишите слова в два столбика. В левый столбик — имена существительные, в правый — имена прилагательные.
Кровля, кровельщик, кровельный, хлеб, хлебопек, хлебный, кирпич, кирпичник, кирпичный, поляк, польский, декабрь, декабрьский, холст, холщовый, ситец, ситцевый, ключик, ключевой, орешек, ореховый.
3. Морфемный анализ.
Обозначьте суффиксы в выделенных словах.
— С какими трудностями вы столкнулись при написании суффиксов?
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Лингвистическое наблюдение.
Внимательно рассмотрите пары слов. Обратите внимание на написание е, и в суффиксах -ек-, -ик-. От чего зависит выбор гласной в суффиксе?
2. Работа с учебником.
1) Чтение теоретического материала (с. 114, А).
2) Опрос.
— Расскажите о написании гласных е, и перед ц в существительных мужского, женского, среднего рода.
3. Практические упражнения.
1) Запишите слова, обозначьте суффиксы.
Карандашик, мешочек, шалашик, огонечек, чулочек, песочек, халатик.
2) Образуйте существительные с суффиксами -ец- или -иц- (поставьте ударения).
Платье, ружье, масло, варенье, пальто.
4. Чтение теоретического материала.
(Учебник, с. 114, Б.)
5. Опрос.
— В каких случаях в существительных пишется суффикс -чик-, а в каких -щик-?
— Когда перед суффиксом -щик- пишется мягкий знак?
6. Практическое упражнение.
От данных слов с помощью суффиксов -чик-, -щик- образуйте новые слова. Запишите их, суффиксы обозначьте.
Газета, доклад, барабан, контора, камень, водопровод, стекло.
7. Чтение теоретического материала.
(Учебник, с. 115, В.)
8. Опрос.
— От чего зависит выбор суффикса -ив- (-ев-) в именах прилагательных?
— Какая гласная пишется в суффиксах прилагательных -лив-, -чив-?
— Расскажите о написании суффиксов -ев-, -ов- в именах прилагательных.
9. Практическое упражнение.
Упр. 248.
10. Ознакомление с теоретическим материалом.
(Учебник, с. 116, Г.)
11. Практическое упражнение.
Упр. 250.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Тематическое списывание.
Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы; обозначьте суффиксы.
1) Вдруг сыноч.. к возвращается.
2) Крохотный птенч..к выпал из гнезда.
3) Ой, конеч..к-горбуноч..к, прибегай ко мне, дружоч..к. (П. Ершов)
4) Я отыщу секрет и ларч..к вам открою. (И. Крылов)
2. Словообразовательная работа.
Образуйте прилагательные при помощи суффиксов. Полученные слова запишите, суффиксы обозначьте.
Дождь (-лив-), изменять (-чив-), уступать (-чив-), хлопотать (-лив-).
3. Практическое задание.
Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Составьте предложения с двумя словосочетаниями.
Ландыш..вые капли, плюш..вая игрушка, свинц..вый блеск, кварц..вое стекло.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятий 23, 24. Упр. 243, 251.