Уроки трудового обучения
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 3 КЛАСС
Разработки уроков

УРОК 22

Тема. Модель часов с квадратным или круглым циферблатом

 

Цель: совершенствовать навыки деления квадрата на равные части с помощью шаблона; научить детей делить круг на 12 частей, пользуясь циркулем и линейкой; научить соединять детали с помощью шарнира; ознакомить с историей возникновения часов; развивать воображение, мышление; воспитывать элементарные навыки дизайна, аккуратность, эстетический вкус.

Оборудование: картон, шаблон для разметки циферблата, фломастеры, циркуль, цветная бумага, клей, проволока, кнопки, ножницы, линейка.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

1. Проверка готовности к уроку.

2. Поздравления.

3. Упорядочение рабочих мест.

 

II. Новый материал

1. Объявление темы и цели урока.

Он добрый друг людей,

Не спит в праздники и будни,

И день идет, и ночь идет,

А как попросишь - бич.

- Кто догадался, что это?

- Да, это часы. Та вещь, без которой не может обойтись ни один человек. Сегодня на уроке мы будем изготавливать модель часов.

2. Вступительная беседа.

- Таких часов, которые мы видим сейчас, когда совсем не было. Люди узнавали время по солнечным, водяным или песочными часами. Но солнечные показывали время только днем, в солнечную погоду. А водяные и песочные были очень неудобными в долгих путешествиях.

Тысячу лет спустя, в Х веке, один испанский монах по имени Герберт придумал удивительный механизм. На большой деревянный валик наматывали шнур, а к шнуру привязывали тяжелую гирю: гиря тянула вниз, вал медленно возвращался, а вместе с ним ползла по циферблату стрелка. Люди, увидев такой механизм, испугались. «Адский механизм!» - решили они, а Герберта обвинили в колдовстве и выслали из Испании в Германию в город Магдебург. Построен в немецком городе механический часы Герберта жителям очень понравился, потому что он показывал время в любую погоду. Жаль, что магдебургзький часы до нашего времени не сохранился. Но сохранился другой, что тоже является очень старинным. Это «Большой Бен» в Англии. Ему исполнилось семьсот лет.

Со временем механизм часов совершенствовался. В 1511 году молодой мастер из Нюрнберга в Германии догадался вставить в механизм часов вместо гири пружину, которая вращала вал в часах, двигая колесики механизма. Теперь можно было изготовить меньшие часы разной формы!

В 1735 году англичанин Джон Ґаррісон создал часы для капитанов на морских кораблях.

Первый российский часы был сделан в 1404 году монахом Лазарем Сербиным и установленный на башне московского Кремля.

Сейчас в нашей стране десятки заводов выпускают наручные, карманные, настольные, настенные, шахматные часы. Без часов жизни бы не двигалось вперед.

 

III. Демонстрация и анализ образца

1. Инструктаж по технике безопасности.

- Как правильно пользоваться ножницами?

- Почему нельзя острыми концами передавать ножницы соседу?

- Где хранят ножницы?

2. Инструктаж учителя.

Циферблат квадратной формы

а) 1 вариант

Можно, прикладывая шаблон по вертикали и по горизонтали до краев листа, от угла отложить шаблон по 5 раз и получить заготовку необходимого размера.

2 вариант

Начертить и вырезать заготовку циферблата нужного размера.

б) Шаблоном наметить квадраты чисел, продолжая деление по вертикали и горизонтали. Записать числа, пропуская угловые квадраты. Наметить середину циферблата и проколоть отверстие.

в) Изготовить стрелки часов и вырезать их. Проколоть отверстие.

г) Закрепить стрелки часов на циферблате с помощью проволоки.

 

image80

 

Часы круглой формы

а) Изготовить циферблат с заданным радиусом круга.

б) Для того, чтобы круг разделить на 12 частей, необходимо провести два диаметры с помощью линейки и треугольника. С помощью циркуля выполнить черточки на круге.

в) Изготовить стрелки, проколоть отверстия на циферблате и стрелках.

г) Оформить циферблат. Закрепить стрелки с помощью проволоки.

 

 

IV. Физкультминутка

Бьют часы тик-так.

Все тик-так, все тик-так.

Подгоняет он время,

А какая задача у нас?

Станем смирно! Руки в боки!

Пострибаєм как сороки,

Как сороки-білобоки -

Стрибу-стрибу-прыг,

Пляски-пляски-скок.

 

V. Практическая работа учащихся

Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Если ученики затрудняются выполнить какую-то деталь, то необходимо провести объяснения во второй раз.

 

VИ. Выставка и оценивание работ

1. Анализ работ.

- Какие часы вам нравится больше всего?

- Где вы допустили ошибки во время изготовления?

2. Оценивания.

 

VII. Итог урока

- Как люди узнавали время, когда не было часов?

- Кто создал первые часы?

- О какие часы вы можете рассказать?

- Для чего людям нужны часы?