УРОК 22
Тема. Модель часов с квадратным или круглым циферблатом
Цель: совершенствовать навыки деления квадрата на равные части с помощью шаблона; научить детей делить круг на 12 частей, пользуясь циркулем и линейкой; научить соединять детали с помощью шарнира; ознакомить с историей возникновения часов; развивать воображение, мышление; воспитывать элементарные навыки дизайна, аккуратность, эстетический вкус.
Оборудование: картон, шаблон для разметки циферблата, фломастеры, циркуль, цветная бумага, клей, проволока, кнопки, ножницы, линейка.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
1. Проверка готовности к уроку.
2. Поздравления.
3. Упорядочение рабочих мест.
II. Новый материал
1. Объявление темы и цели урока.
Он добрый друг людей,
Не спит в праздники и будни,
И день идет, и ночь идет,
А как попросишь - бич.
- Кто догадался, что это?
- Да, это часы. Та вещь, без которой не может обойтись ни один человек. Сегодня на уроке мы будем изготавливать модель часов.
2. Вступительная беседа.
- Таких часов, которые мы видим сейчас, когда совсем не было. Люди узнавали время по солнечным, водяным или песочными часами. Но солнечные показывали время только днем, в солнечную погоду. А водяные и песочные были очень неудобными в долгих путешествиях.
Тысячу лет спустя, в Х веке, один испанский монах по имени Герберт придумал удивительный механизм. На большой деревянный валик наматывали шнур, а к шнуру привязывали тяжелую гирю: гиря тянула вниз, вал медленно возвращался, а вместе с ним ползла по циферблату стрелка. Люди, увидев такой механизм, испугались. «Адский механизм!» - решили они, а Герберта обвинили в колдовстве и выслали из Испании в Германию в город Магдебург. Построен в немецком городе механический часы Герберта жителям очень понравился, потому что он показывал время в любую погоду. Жаль, что магдебургзький часы до нашего времени не сохранился. Но сохранился другой, что тоже является очень старинным. Это «Большой Бен» в Англии. Ему исполнилось семьсот лет.
Со временем механизм часов совершенствовался. В 1511 году молодой мастер из Нюрнберга в Германии догадался вставить в механизм часов вместо гири пружину, которая вращала вал в часах, двигая колесики механизма. Теперь можно было изготовить меньшие часы разной формы!
В 1735 году англичанин Джон Ґаррісон создал часы для капитанов на морских кораблях.
Первый российский часы был сделан в 1404 году монахом Лазарем Сербиным и установленный на башне московского Кремля.
Сейчас в нашей стране десятки заводов выпускают наручные, карманные, настольные, настенные, шахматные часы. Без часов жизни бы не двигалось вперед.
III. Демонстрация и анализ образца
1. Инструктаж по технике безопасности.
- Как правильно пользоваться ножницами?
- Почему нельзя острыми концами передавать ножницы соседу?
- Где хранят ножницы?
2. Инструктаж учителя.
Циферблат квадратной формы
а) 1 вариант
Можно, прикладывая шаблон по вертикали и по горизонтали до краев листа, от угла отложить шаблон по 5 раз и получить заготовку необходимого размера.
2 вариант
Начертить и вырезать заготовку циферблата нужного размера.
б) Шаблоном наметить квадраты чисел, продолжая деление по вертикали и горизонтали. Записать числа, пропуская угловые квадраты. Наметить середину циферблата и проколоть отверстие.
в) Изготовить стрелки часов и вырезать их. Проколоть отверстие.
г) Закрепить стрелки часов на циферблате с помощью проволоки.
Часы круглой формы
а) Изготовить циферблат с заданным радиусом круга.
б) Для того, чтобы круг разделить на 12 частей, необходимо провести два диаметры с помощью линейки и треугольника. С помощью циркуля выполнить черточки на круге.
в) Изготовить стрелки, проколоть отверстия на циферблате и стрелках.
г) Оформить циферблат. Закрепить стрелки с помощью проволоки.
IV. Физкультминутка
Бьют часы тик-так.
Все тик-так, все тик-так.
Подгоняет он время,
А какая задача у нас?
Станем смирно! Руки в боки!
Пострибаєм как сороки,
Как сороки-білобоки -
Стрибу-стрибу-прыг,
Пляски-пляски-скок.
V. Практическая работа учащихся
Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Если ученики затрудняются выполнить какую-то деталь, то необходимо провести объяснения во второй раз.
VИ. Выставка и оценивание работ
1. Анализ работ.
- Какие часы вам нравится больше всего?
- Где вы допустили ошибки во время изготовления?
2. Оценивания.
VII. Итог урока
- Как люди узнавали время, когда не было часов?
- Кто создал первые часы?
- О какие часы вы можете рассказать?
- Для чего людям нужны часы?