МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Урок 23
Тема. Вопрос к природе. Почему подпрыгивает мяч?
Цель: рассказать детям, как люди используют свойства воздуха; исследовать, почему подпрыгивает мяч; вызвать интерес к познанию природы, исследовательской деятельности, желание понять сущность явлений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
Без ног бежит,
Без крыльев летит. (Ветер)
- Сегодня на уроке вы узнаете, как люди используют свойства воздуха.
III. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя
- Очень давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы, а легкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние. «А можно ли приручить ветер?» - думали они. Но прошло еще много веков, прежде чем люди научились использовать силу ветра.
- Чтобы вам было понятнее и интереснее, я буду показывать опыты, а вы объясните, какое свойство воздуха здесь использована, и как люди используют это свойство воздуха.
2. Проведение опытов
1) Отгадайте, что у меня в руках. (Апельсин, разрезанный и спрятан от глаз)
- Почему вы почувствовали запах апельсина? Свойство воздуха помогла вам это сделать? (Воздух находится в постоянном движении)
- Где используют это свойство? (Приборы для отпугивания комаров, освежители воздуха)
2) Посмотрите, как прыгает мяч.
- Нажмите на стол, что вы чувствуете? (Твердый стол) Попробуем почувствовать воздух. Возьмите резиновый мяч и нажмите на него. Что вы чувствуете? (Мяч не пустой, в нем что-то есть.)
- Значит, воздух можно почувствовать благодаря напряжению мышц руки.
- Что произойдет, если мяч ударится об пол? (Воздух в нем сожмется.)
- Почему мяч подпрыгивает? (Упругость воздуха. Сжатый воздух упругое, оно расширяется, и мяч с силой отскакивает от пола.)
- Где еще содержится сжатый воздух? Где еще люди стали применять это свойство? (В шинах велосипеда и автомобиля.)
- Почему нельзя ехать на велосипеде, когда в нем пробитое колесо?
3) Надуємо две разные по форме шара.
- Почему они увеличились? Почему имеют разные формы? (Воздух занимает место и приобретает форму того предмета, в котором оно содержится.)
- Почему водолаз определенное время может находиться на морском дне? Люди придумали закачивать воздух в баллоны, что используют аквалангисты под водой и пожарные во время пожара.
4) Положим шарик на воду.
- Почему она не тонет? (Воздух легче воды, поэтому всплывает.)
- Где используют это свойство? (Надувной матрас, понтонный мост)
5) На ладони лежат мелкие бумажки. Я погнала на них. Что случилось?
Свойство воздуха использована? (Движение и сила воздуха)
- Где еще люди применили это свойство? (Паруса, ветряные мельницы)
- Когда вы чувствуете силу ветра? (Буран)
6) Я держу руку высоко над свечой.
- Почему мне жарко? (Воздух при нагревании поднимается вверх.)
- Это свойство воздуха значительно изменила жизнь людей.
Когда люди заметили, что горячий воздух из трубы поднимается вверх, они решили использовать это свойство. В российском городе Рязань жил человек по фамилии Крякутний. Он взял мешок для хранения одежды, наполнил его горячим воздухом из печной трубы, а к нему приделал сиденье на веревках.
- Что изобрел Крякутний? (Воздушный шар)
- Неизвестно, чем завершились эти попытки. Но значительно позже во Франции братья Жозеф и Этьен Монгольфье соорудили воздушный шар из плотной ткани с отверстием внизу.
Через это отверстие наполнили шар горячим воздухом. К шару они привязали корзину, в который посадили утку, петуха и барана. Пуля поднялась в воздух и благополучно приземлилась. После этого уже через 5 месяцев на воздушных шарах стали летать и люди. Так началась эра воздухоплавания.
- Как вы считаете, для чего можно использовать воздушный шар? (Для путешествий, для составления плана местности, для наблюдений за военными действиями и др.)
- Можно ли управлять воздушным шаром? Почему нельзя?
- Ученые мечтали создать летательный аппарат, которым можно управлять. Вскоре изобрели дирижабль. Он оснащен гребным рулем, что позволяет изменять направление полета. Но дирижабли были огромными, неуклюжими и тихоходными. Поэтому позже их заменили самолеты и вертолеты.
Свойство воздуха использована для создания воздушного шара?
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
- Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись? (Они делают так, чтобы между перьями содержалось как можно больше воздуха, чтобы оно удерживало тепло тела.)
- Почему форточку делают в верхней части окна, а батареи устанавливают под окном, внизу? (Теплый воздух легче чем холодный и поднимается вверх, для этого открывают форточки, чтобы его охладить. Батареи нагревают холодный воздух, который находится внизу помещения.)
V. Итог урока
- Что новое вы узнали сегодня на уроке?
- Что вам понравилось больше всего?