Урок 24. Воздушная оболочка Земли
Цель: продолжать формировать у учащихся представление о воздушную оболочку Земли, определить состав и свойства воздуха, его значение для человека, развивать исследовательский подход к изучению природных явлений, воспитывать внимательность и сосредоточенность.
Оборудование: схема «Состав воздуха», две банки, крышка для банки, свеча, пластилин, спички, стакан, две колбы, рычаги, мяч, воздушный шарик, аквариум с рыбками, воздушный шарик.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
♦ Какие вы знаете свойства воды?
♦ Что общего между Мировым океаном, воздухом, растением и человеком?
♦ Почему реки называют кровеносной системой нашей планеты?
♦ Какие моря омывают Украины?
♦ Какие крупнейшие реки нашей страны вы знаете?
♦ Какие реки в вашем крае?
♦ Почему нужно беречь воду?
♦ Почему важно не загрязнять природные источники воды?
♦ Как вода появляется в вашем доме?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Опыт «Сколько времени человек может обойтись без воздуха?»
Ученики набирают в легкие воздух и постепенно его выдыхают, учитель фиксирует время.
Вывод. Не более чем 1,5 минуты.
Мы с вами живем на дне воздушного океана. Везде нас окружает прозрачное покрывало из воздуха, которое защищает все живые существа от опасного солнечного и космического излучения. Ежедневно тонны космических частиц (метеоров) сгорают, не долетая до поверхности Земли. Без этой воздушной оболочки наша планета была бы неживой - солнечные лучи согревали бы освещен сторону Земли, а неосвещенный был бы чрезвычайно холодным. Сегодня на уроке мы выясним, что же это за уникальное покрывало Земли, определим его состав и свойства, узнаем о его значении для нас с вами.
IV. Изучение нового материала
1. Воздушную оболочку Земли называют атмосферой (от греч. «атмос» - пар и «сфера» - шар). Ученые провели много различных опытов с воздухом и выяснили, что его состав - это смесь газов. Главные из них - азот и кислород. В воздухе есть также углекислый газ, пыль, водяной пар и другие газы. (Демонстрация схемы «Состав воздуха»)
Каждый из газов выполняет свою роль: азот - основа для построения живых организмов, кислород обеспечивает процесс дыхания и горения, углекислый газ обеспечивает существование растений.
2. Определение свойств воздуха
Учитель проводит серию демонстраций, учащиеся наблюдают, делают выводы. Результаты фиксируются в виде таблицы.
О чем хотели бы узнать? |
Что делали, наблюдали? |
Что узнали? |
Цвет, вкус воздуха? |
|
|
Или растворимое воздуха в воде? |
|
|
Имеет объем воздуха? |
|
|
Упругость воздуха |
|
|
Что происходит с воздухом при нагревании? |
|
|
Теплопроводность воздуха |
|
|
Демонстрации опытов
1. На дне двух банок с помощью пластилина закрепляются свечи, потом их запаивают. Одну банку плотно накрывают, другую оставляют открытой. Что случилось со свечой в первой банке? Во второй? Почему?
Вывод. В воздухе есть кислород, который поддерживает процесс горения.
2. Наполняют банку кубиками льда. Ставят ее в теплое место. Через несколько минут на внешней стороне банки образуются капли воды. Откуда они появились? (В теплом воздухе содержится много молекул воды. Когда теплый воздух касается чего-то холодного, эти молекулы снова собираются в большие капли, которые мы и видим на посуде)
Вывод. В воздухе есть вода.
3. Пустой стакан переворачивают и опускают в посуду с водой. Что будет происходить? (Вода не входит в стакан.) Почему?
Вывод. В стакане есть воздух, он занимает определенный объем, место.
4. Упругость воздуха. Демонстрации свойства с помощью мяча, воздушного шарика. Надутый воздушный шарик - это тоже пример того, что воздух упругий и занимает определенный объем.
5. Наблюдение за жителями аквариума.
Вывод. Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.
6. На рычаги с двух сторон прикрепляются пустые колбы. Одну колбу нагревают с помощью спиртовки или свечи. Что происходит? Почему? Вывод. Теплый воздух становится легче, поэтому поднимается вверх.
V. Закрепление новых знаний и умений
♦ Что называют атмосферой?
♦ Какие газы входят в ее состав? Их значение?
♦ Какого газа в атмосфере больше всего?
♦ Назовите основные свойства воздуха.
♦ Как воздушная оболочка Земли защищает ее от перегрева и переохлаждения, от метеоритов?
♦ Почему гибнут рыбы в водоемах покрытых льдом? Что нужно сделать, чтобы предотвратить это явление?
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
Проработать текст учебника.