Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Природоведение 5 класс - разработки уроков

Урок 24. Воздушная оболочка Земли

 

Цель: продолжать формировать у учащихся представление о воздушную оболочку Земли, определить состав и свойства воздуха, его значение для человека, развивать исследовательский подход к изучению природных явлений, воспитывать внимательность и сосредоточенность.

Оборудование: схема «Состав воздуха», две банки, крышка для банки, свеча, пластилин, спички, стакан, две колбы, рычаги, мяч, воздушный шарик, аквариум с рыбками, воздушный шарик.

Тип урока: формирование новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

♦ Какие вы знаете свойства воды?

♦ Что общего между Мировым океаном, воздухом, растением и человеком?

♦ Почему реки называют кровеносной системой нашей планеты?

♦ Какие моря омывают Украины?

♦ Какие крупнейшие реки нашей страны вы знаете?

♦ Какие реки в вашем крае?

♦ Почему нужно беречь воду?

♦ Почему важно не загрязнять природные источники воды?

♦ Как вода появляется в вашем доме?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Опыт «Сколько времени человек может обойтись без воздуха?»

Ученики набирают в легкие воздух и постепенно его выдыхают, учитель фиксирует время.

Вывод. Не более чем 1,5 минуты.

Мы с вами живем на дне воздушного океана. Везде нас окружает прозрачное покрывало из воздуха, которое защищает все живые существа от опасного солнечного и космического излучения. Ежедневно тонны космических частиц (метеоров) сгорают, не долетая до поверхности Земли. Без этой воздушной оболочки наша планета была бы неживой - солнечные лучи согревали бы освещен сторону Земли, а неосвещенный был бы чрезвычайно холодным. Сегодня на уроке мы выясним, что же это за уникальное покрывало Земли, определим его состав и свойства, узнаем о его значении для нас с вами.

 

IV. Изучение нового материала

1. Воздушную оболочку Земли называют атмосферой (от греч. «атмос» - пар и «сфера» - шар). Ученые провели много различных опытов с воздухом и выяснили, что его состав - это смесь газов. Главные из них - азот и кислород. В воздухе есть также углекислый газ, пыль, водяной пар и другие газы. (Демонстрация схемы «Состав воздуха»)

Каждый из газов выполняет свою роль: азот - основа для построения живых организмов, кислород обеспечивает процесс дыхания и горения, углекислый газ обеспечивает существование растений.

2. Определение свойств воздуха

Учитель проводит серию демонстраций, учащиеся наблюдают, делают выводы. Результаты фиксируются в виде таблицы.

 

О чем хотели бы узнать?

Что делали, наблюдали?

Что узнали?

Цвет, вкус воздуха?

 

 

Или растворимое воздуха в воде?

 

 

Имеет объем воздуха?

 

 

Упругость воздуха

 

 

Что происходит с воздухом при нагревании?

 

 

Теплопроводность воздуха

 

 

 

Демонстрации опытов

1. На дне двух банок с помощью пластилина закрепляются свечи, потом их запаивают. Одну банку плотно накрывают, другую оставляют открытой. Что случилось со свечой в первой банке? Во второй? Почему?

Вывод. В воздухе есть кислород, который поддерживает процесс горения.

2. Наполняют банку кубиками льда. Ставят ее в теплое место. Через несколько минут на внешней стороне банки образуются капли воды. Откуда они появились? (В теплом воздухе содержится много молекул воды. Когда теплый воздух касается чего-то холодного, эти молекулы снова собираются в большие капли, которые мы и видим на посуде)

Вывод. В воздухе есть вода.

3. Пустой стакан переворачивают и опускают в посуду с водой. Что будет происходить? (Вода не входит в стакан.) Почему?

Вывод. В стакане есть воздух, он занимает определенный объем, место.

4. Упругость воздуха. Демонстрации свойства с помощью мяча, воздушного шарика. Надутый воздушный шарик - это тоже пример того, что воздух упругий и занимает определенный объем.

5. Наблюдение за жителями аквариума.

Вывод. Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.

6. На рычаги с двух сторон прикрепляются пустые колбы. Одну колбу нагревают с помощью спиртовки или свечи. Что происходит? Почему? Вывод. Теплый воздух становится легче, поэтому поднимается вверх.

 

V. Закрепление новых знаний и умений

♦ Что называют атмосферой?

♦ Какие газы входят в ее состав? Их значение?

♦ Какого газа в атмосфере больше всего?

♦ Назовите основные свойства воздуха.

♦ Как воздушная оболочка Земли защищает ее от перегрева и переохлаждения, от метеоритов?

♦ Почему гибнут рыбы в водоемах покрытых льдом? Что нужно сделать, чтобы предотвратить это явление?

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

Проработать текст учебника.