ТАБЛИЦЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ЧИСЕЛ. ЗАДАЧИ НА ДВА ДЕЙСТВИЯ. ВЫРАЖЕНИЯ СО СКОБКАМИ
ЗАДАЧИ НА ДВА ДЕЙСТВИЯ
Урок 23. ТАБЛИЦЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ЧИСЛА 9 С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК. ПЕРИМЕТР МНОГОУГОЛЬНИКА
Цель: ознакомить учащихся с таблицами сложения и вычитания числа 9 с переходом через десяток; учить находить периметр многоугольника; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умение анализировать задачи; развивать логическое мышление, математическая речь, формировать потребность решать поставленные задачи быстро и правильно, навыки работы в паре и группе; воспитывать учебную активность.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (см. приложение на с. 55)
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня на уроке мы составим таблицы сложения и вычитания числа 9 с переходом через десяток, научимся находить периметр многоугольника.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику (с. 34-35)
Задача 187. Коллективное обработки материала
- По записям объясните сложение и вычитание чисел с переходом через разряд.
- Проверьте результаты вычислений по таблицам.
- Прочитайте таблицу сложения (вычитания) числа 9, начиная от наибольшего результата.
- Прочитайте только результаты таблицы.
- Прочитайте результаты от наибольшего числа к наименьшему.
- Закройте линейкой ответы таблицы и расскажите их по памяти.
Задача 188
Ученики объясняют, как выполнить вычисления, работая в своих тетрадях.
Задача 189
Первый столбик - с комментированием, остальные примеров - самостоятельно.
Задачи 190. Коллективное обработки материала
1) Как называются эти геометрические фигуры?
1 - незамкнутая ломаная;
2 - замкнутая ломаная, многоугольник, четырехугольник.
- Что изображено? (Многоугольники)
- Назовите каждый многоугольник и покажите его пределы.
Ученики выходят к доске и указкой показывают границы каждого многоугольника. Ведут по сторонам многоугольника так, чтобы линия, которую опишет конец указки, представляла бы замкнутую ломаную.
- Что является границей многоугольника? (Замкнутая ломаная.)
- Как найти длину ломаной? (Измерить звенья и добавить длины.) Вывод: Сумма длин всех сторон многоугольника - периметр многоугольника.
2 + 5 + 2 + 4 = 13 (см)
Ответ: 13 см.
- Проверьте, правильно ли нашли периметр четырехугольника. Найдите самостоятельно периметр треугольника.
Задачи 191
Ученики сравнивают и решают задачи.
Задача 192*
Ученики «цепочкой» строят 3 многоугольники так, чтобы количество сторон в каждой следующей фигуре увеличивалось на 1.
Задача 193
Ученики «цепочкой» подбирают числа, чтобы равенства были верными. Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях.
2. Физкультминутка
Руки на локоть поставьте сначала,
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянулись рукой до пятки?
Если получили, все в порядке.
Руки на пояс, голову выше!
Раз - наклон, два - еще ниже.
Ноги на пятки, потом на носок,
Плеснемо в ладони - продолжим урок!
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Игра «Математические конечности»
2. Работа над задачей
Сколько литров воды можно долить в бутыль емкостью 19 л, если в нем уже есть: 10 л, 5 л, 7 л, 11 л?
3. Офтальмологическая пауза
4. Решение логической задачи
Дед, баба, внучка, собачка, кошка и мышка тянули репку. Сколько рук тянули репку? (6)
VИ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое периметр?
- Как найти периметр многоугольника?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 35, задача 194; 195.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 23
1. Проверка домашнего задания (с. 33, задача 185; 186)
Задача 185
- Прочитайте составленные выражения.
Задача 186
- Какую задачу составили по таблице? Какую обратную задачу составили, чтобы проверить решение?
2. Игра «Цепочка»
3. Игра«"Лишнее"число»
- В каждом ряду найдите «лишнее» число.
4. Минутка каллиграфии
- Установите закономерность и запишите числа, вставляя пропущенные. 10; 8; 11; 9; 12; 10; 13; ?; ?.