УРОК 23
Тема. Вычитание
натуральных чисел. Свойства вычитания
Цель: закрепить
усвоение учащимися определение вычитания двух натуральных чисел, свойства нуля
во время вычитания и знание свойств вычитания натуральных чисел;
завершить отработку навыков применения названных знаний; проверить уровень
усвоение учебного материала.
Тип урока:
применение знаний, навыков и умений.
Оборудование:
схема-таблица «Вычитание натуральных чисел. Свойства вычитания».
Ход урока
И. Проверка
домашнего задания и актуализация опорных знаний
@ Решения
домашних упражнений может быть записано схематически за доской или же по готовой условием
заполняются ответы во время фронтальной проверки домашнего задания
(кстати может быть работа с сигнальными карточками учащихся и набором цифр).
(Особенно обратить внимание учащихся на №№ 245, 247.)
Устные упражнения
1. Что значит вычесть: 1) от 16 число 9; 2)
число 12 от 19?
2. На сколько сумма чисел 72 и 28 больше
их разницу?
3. Среди выражений найдите уровне и вычислите
их значение:
1) 24 - (14 + 7);
2) (24 - 14) - 7;
3) (24 + 17) - 14;
4) (24 - 14) + 17.
4.
В
пятом классе учится 2 ее мальчик, что на 7 больше, чем девочек. Сколько
учеников в этом классе?
5.
Которое
наименование надо поставить вместо ..., чтобы равенство было верным?
1) 7 грн. 35 к. -
535 ... = 1 грн.;
2) 3 км 520 м + 2
480 ... = 6 км;
3) 15... 4т 200 кг
=10 т 400...
6. Найдите длину отрезка CD (рис. 21).
II. Отработка навыков
@ Поскольку весь теоретический материал
темы изложены на предыдущих двух уроках, то этот урок надо отвести под решения
различных видов упражнений. Дальнейшее отработки навыков вычитания багатоцифрових
натуральных чисел продолжается в процессе решения упражнений 211 (7, 8) и 221
(1,3).
Решение задач
на вычитание натуральных чисел. Можно предложить следующие номера: № 226 (перед
решением уместно будет снова обратиться к № 6 устных упражнений и попробовать
«нарисовать» условие задачи с помощью отрезков (рис. 22)).
№ 228 является логическим
продолжением задачи № 226.
Как вариант задания
на применение свойств вычитания для упрощения выражений можно
предложить№ 236 (1; 3; 6). Для исследования можно предложить учащимся
составить выражение и упростить его. (Аналогичный № 193 из предыдущей темы.)
Оформление записей в тетрадях учащихся может быть таким: № 236
1) а - b - разность; (а + 8) - b =
(a - b) + 8 - новая
разница, следовательно, она больше (а - b) на 8.
Во время рассмотрения
более сложных случаев (если известны свойства нельзя применить, уместно
будет рассмотреть соответствующие примеры).
Дополнительно № 240;
250.
III. Контроль
усвоение знаний
Самостоятельная работа
Вариант 1
1. Вычислите:
1) 65 015 - 8
249;
2) 300 000 - 217 157.
2. Найдите значение выражения, выбирая удобный
порядок действий:
1) (547 + 195) -
147;
2) 358 - (158 +
317).
3. Решите задачу. За три дня в магазине
было продано 219 кг апельсинов. За первый день было продано 85 кг, что на 19 кг
больше, чем за второй. Сколько апельсинов было продано в третий день? В который
день было продано больше всего апельсинов?
Вариант 2
1. Вычислите:
1) 85 147 - 7 239;
2) 1 000 000 -
987 654.
2. Найдите значение выражения, выбирая удобный
порядок действий:
1) (817 + 659) - 159;
2) 973 - (149 +
473).
3. Решите задачу. Петя, Вася и
Николка пошли рыбачить. Вместе они поймали 195 рыбок, причем Петя поймал
54 рыбки, что на 15 больше, чем Вася. Сколько рыб поймал Николай? Кто из
ребят самый ловкий рыбак?
IV. Домашнее задание
п. 8 № 227; 229;
212 (5); 220 (3); 237.