Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

5 КЛАСС

 

Тема 4. Музыка и визуальные образы

Урок 23

Тема урока. Знак альтерации бемоль. Лига. Сольфеджування упражнения. Разучивание украинской народной песни на сл. Т. Шевченко "По дубраве ветер воет".

Слушание музыки. "Думы мои" на сл. Т. Шевченко

 

Цель урока: закрепить с учащимися знаки альтерации на знакомых музыкальных упражнениях; развивать у детей музыкально-ритмический слух и вокально-хоровые навыки; воспитывать любовь к песен на сл. Т. Шевченко.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, аудио-запись, фортепиано, портрет Т. Шевченко, репродукция картины М. Божия „Думы мои” и „Автопортрет” Т. Шевченко.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Распевки.

1) упражнение на дикцию и артикуляцию;

2) упражнение на расширение диапазона;

3) пение легато.

 

image55

 

III. Актуализация опорных знаний.

- Что означает пение легато?

(Это связное исполнение нот).

Лига - это дугообразный знак, что связывает две или более нот.

Иногда лига связывает звуки, которые выполняются как один слог текста. Посмотрите на нотный текст песни.

- Есть здесь заліґовані ноты?

- Как нужно пропеть данный состав?

Поскольку мы обратились к нотного текста песни „По дубраве ветер воет”, то обратим внимание на знак альтерации возле скрипичного ключа. На что указывает знак бемоль?

 

Знаки альтерации

 

 

Бемоль - знак альтерации, который понижает ступень на полтона.

- Какие знаки альтерации вы еще знаете?

(Диез).

Вам известно, что если бемоль стоит возле ноты, то п нужно выполнять на полтона ниже. Бемоль пишется возле ключа или перед нотой. Давайте вспомним поспівку „Знаки альтерации”.

 

IV. Разучивание песни начинаю с беседы о значении творчества Т. Шевченко в украинской литературе, музыке и живописи.

Читаю отрывок из стихотворения Т. Шевченко „Тополь”, чтобы дети поняли, какой аллегорический образ воссоздан в песне, и могли выяснить, какая музыка может соответствовать содержанию.

 

По дубраве ветер воет

Слова Т. Шевченко

Музыка народная

 

Медленно

image57

 

2. Состояние высокий, лист широкий -

Бесполезно зеленеет.

Кругом поле, как то море

Широкое, синеет.

3. Чумак идет, посмотрит

И голову склонит,

Чабан утром с дудочкой

Сядет на могиле,

4. Посмотрит - сердце ноет:

Кругом - ни былинки!

Одна, одна, как сирота

На чужбине, погибает!

 

А теперь взгляните на размер песни, что вы заметили?

(Размер 3/4, 2/4, 4/4, то есть переменный).

- Что характерно для начала мелодии?

(Она строится на звуках тонического трезвучия).

Итак, давайте споем тоническое трезвучие.

Значительное внимание нужно уделить розспівуванню складов (заліговані ноты), что достигается при условии кантиленного звучания.

 

V. Слушание музыки.

1. Рассказ.

На стихи Тараса Григорьевича Шевченко написано более 200 песен. Авторов всех не известно, но есть много произведений, написанных на стихи Т. Шевченко украинскими композиторами К. Стеценко, Я. Степным, М. Лысенко.

- Что знаете вы о Шевченко-художнике?

Природа наделила Тараса Шевченко удивительным умением рисовать. Все вы читали произведения о малого Тараса, который убегал в сорняки и там тихонько себе рисовал. В живописи он достиг больших успехов. Он написал более 150 портретов. Взгляните на репродукцию картины Т. Шевченко „Автопортрет”. Мы видим сосредоточенное лицо, исполненное достоинства. Свет выхватывает из полумрака только лицо - все остальное тонет.

Привлекают внимание скрытые в тени глаза, но именно это делает взгляд глаз всепроникаючим, полным какого-то вопросы. Это образ 26-летнего юношу, которого суровые обстоятельства рано сделали взрослым.

Послушайте еще одну из песен на слова Т. Шевченко „Думы мои, думы” и рассмотрите репродукцию картины художника Михаила Божия с одноименным названием. На картине видим решительную ходу задумчивого Кобзаря, а грозовое фон холста создает особый настрой, созвучный песни.

(Дети слушают произведение и высказывают свои мнения).

 

VI. Итог урока.