Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

5 КЛАСС

 

Тема 4. Музыка и визуальные образы

Урок 22

Тема урока. Знаки альтерации. Диез, пение упражнения. Работа над песней "Голубой вагон" В. Шаинского.

Слушание музыки. Хор "Эй, не удивляйте" из оперы М Лысенко "Тарас Бульба"

 

Цель урока: закрепить с учащимися понятия „диез” и уметь определять на слух; развивать музыкально-ритмический слух и вокально-хоровые навыки; воспитывать интерес к опере.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, фортепиано, фонозаписи, портрет М. Лысенко, репродукция картины М. Дерегуса „Тарас Бульба во главе войска”.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Распевки и актуализация опорных знаний учащихся.

1. Пение мажорного звукоряда и тонического трезвучия.

2. Сольфеджування упражнения с доски.

- Давайте просольфеджуємо упражнение, дети, но без диеза. Второй раз выполним с діезом. Какова роль диеза в упражнении?

 

 

(Диез повышает ноту на полтона, то есть звук фа диез будет звучать выше фа). (Дети сольфеджують).

- Какие знаки альтерации вы помните?

- Что такое альтерация?

(Это повышение или понижение какой-либо ступени строя на полтона).

- Перепишите упражнение в тетради, определите между ними тон и полутон.

 

III. Работу над песней „Голубой вагон” продолжаю изучением всех куплетов. Обращаю внимание детей на чистоту интонирования, дикцию, дыхание, характер исполнения.

(Желающих учеников опитую на оценку).

 

IV. Слушание музыки.

1. Беседа.

- Посмотрите, дети на портрет. С творчеством этого композитора вы знакомы. Это Николай Лысенко. Какие произведения вы слушали этого композитора? (Увертюру к опере „Тарас Бульба”, кантату „Радуйся, ниво неполитая").

- Что такое опера?

- Кто написал литературный сюжет оперы „Тарас Бульба”?

(Тарас Бульба - это символ национального героя освободительной борьбы украинского народа).

2. - Сегодня вы послушаете сцену из третьего действия, которая является центром героической линии оперы. Здесь разворачивается сцена вокруг выборов Кошевого. В начале звучит хор „Эй, не удивляйте, добрые люди”, вводя нас в суровую атмосферу тогдашних исторических событий. Торжественное настроение выборов Кошевого внезапно прерывается приходом гонца, который приносит трагическую весть о тяжелые потери казаков. Заключительный хор „В поход скорее” имеет целью стремительно и динамично завершить сцену. Слушая одновременно два эти хоры, взгляните на репродукцию картины украинского художника Михаила Дерегуса „Тарас Бульба во главе войска”, которая поможет отыскать те черты в музыке, что роднят ее с образом Тараса на картине, выяснить, как каждый вид искусства передает характер человека.

3. Беседа за вопросами:

- Соответствует ли музыка настроения казаков, изображенных на рисунке?

- Что сближает музыку М. Лысенко с картиной М. Дерегуса?

(Дети дают ответы).

 

V. Итог урока.