5 КЛАСС
Тема 4. Музыка и визуальные образы
Урок 22
Тема урока. Знаки альтерации. Диез, пение упражнения. Работа над песней "Голубой вагон" В. Шаинского.
Слушание музыки. Хор "Эй, не удивляйте" из оперы М Лысенко "Тарас Бульба"
Цель урока: закрепить с учащимися понятия „диез” и уметь определять на слух; развивать музыкально-ритмический слух и вокально-хоровые навыки; воспитывать интерес к опере.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, фонозаписи, портрет М. Лысенко, репродукция картины М. Дерегуса „Тарас Бульба во главе войска”.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки и актуализация опорных знаний учащихся.
1. Пение мажорного звукоряда и тонического трезвучия.
2. Сольфеджування упражнения с доски.
- Давайте просольфеджуємо упражнение, дети, но без диеза. Второй раз выполним с діезом. Какова роль диеза в упражнении?
(Диез повышает ноту на полтона, то есть звук фа диез будет звучать выше фа). (Дети сольфеджують).
- Какие знаки альтерации вы помните?
- Что такое альтерация?
(Это повышение или понижение какой-либо ступени строя на полтона).
- Перепишите упражнение в тетради, определите между ними тон и полутон.
III. Работу над песней „Голубой вагон” продолжаю изучением всех куплетов. Обращаю внимание детей на чистоту интонирования, дикцию, дыхание, характер исполнения.
(Желающих учеников опитую на оценку).
IV. Слушание музыки.
1. Беседа.
- Посмотрите, дети на портрет. С творчеством этого композитора вы знакомы. Это Николай Лысенко. Какие произведения вы слушали этого композитора? (Увертюру к опере „Тарас Бульба”, кантату „Радуйся, ниво неполитая").
- Что такое опера?
- Кто написал литературный сюжет оперы „Тарас Бульба”?
(Тарас Бульба - это символ национального героя освободительной борьбы украинского народа).
2. - Сегодня вы послушаете сцену из третьего действия, которая является центром героической линии оперы. Здесь разворачивается сцена вокруг выборов Кошевого. В начале звучит хор „Эй, не удивляйте, добрые люди”, вводя нас в суровую атмосферу тогдашних исторических событий. Торжественное настроение выборов Кошевого внезапно прерывается приходом гонца, который приносит трагическую весть о тяжелые потери казаков. Заключительный хор „В поход скорее” имеет целью стремительно и динамично завершить сцену. Слушая одновременно два эти хоры, взгляните на репродукцию картины украинского художника Михаила Дерегуса „Тарас Бульба во главе войска”, которая поможет отыскать те черты в музыке, что роднят ее с образом Тараса на картине, выяснить, как каждый вид искусства передает характер человека.
3. Беседа за вопросами:
- Соответствует ли музыка настроения казаков, изображенных на рисунке?
- Что сближает музыку М. Лысенко с картиной М. Дерегуса?
(Дети дают ответы).
V. Итог урока.