УРОК № 22. ФОРМЫ (МОДЕЛИ) РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ: ЛИБЕРАЛЬНАЯ РЫНОЧНАЯ, СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО,
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, МОДЕЛЬ «ПО ОДНУ СТОРОНУ ПЛАНА И РЫНКА»
Цель урока: расширить знания учащихся о формы (модели) рыночной экономики; учить анализировать различия разных форм рыночной экономики, прогнозировать пути развития экономики Украины.
Основные понятия: либерализм, демократический социализм.
Тип урока: урок формирования и совершенствования умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности
III. Изучение нового материала
Лекция учителя
Либеральная рыночная экономика
Что же такое либеральная экономическая политика? Каковы основные ценности либерализма? И почему к «рецептов» его прибегают лишь тогда, когда страна оказывается в глубоком экономическом кризисе, после провалов социалистического планирования и кейнсианских экспериментов.
С точки зрения классиков экономического либерализма Л. Мизеса, Ф. Гайєка, М. Фридмана и др., основой либерального подхода является признание индивида основным субъектом рыночной экономики, который при условии четких и прозрачных правил рыночной конкуренции способен обеспечивать высокую эффективность ее функционирования путем осуществления предпринимательской деятельности на основе экономического взаимодействия с другими индивидами в рамках крупных корпораций или государственных предприятий (учреждений).
В соответствии с принципами либерализма центральным пунктом либеральной экономической политики следует считать конкуренцию, а главной задачей правительства - поддержание конкуренции и недопущение монопольных тенденций в экономике. Именно благодаря конкуренции, по мнению либералов, в общественно-экономической системе происходит приращение нового знания, которое и является источником эволюционного прогресса человечества: конкуренция, как и экспериментирование в науке, является прежде всего процессом открытия. Оценить ее должным образом не может ни одна из теорий, которые исходят из предположения, якобы факты, которые надо выявить, уже известны.
На протяжении второй половины XX в. экономический либерализм неоднократно становился спасительной соломинкой для правительств разных стран, которые выводили свои государства из состояния глубокого кризиса или экономического хаоса. Наиболее известными из них являются послевоенный опыт «социальной рыночной экономики» в Германии, британского «тэтчеризма» в 70-х годах, американской «рейганомики» в 80-х, а также китайского «экономического чуда» в 90-х. Все упомянутые либеральные реформы сопровождались оздоровлением экономики, увеличением темпов экономического роста (причем не связанного со структурными деформациями в пользу одних отраслей за счет других), повышением социальных стандартов и ростом политического веса страны на мировой арене.
Социальное рыночное хозяйство
Особое место среди развитых стран с соціалізованою моделью рыночной экономики принадлежит Швеции. Налаживание кооперационного характера взаимоотношений между различными социальными слоями общества и политическими партиями дало возможность обеспечить высокий уровень жизни и социальной защищенности населения. Безусловно, этому способствовал и высокий уровень политической культуры, взаимопонимание, признание законности интересов различных групп населения, готовности решать наиболее острые проблемы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы. Таким образом духовно (на основе достигнутого согласия) и политически были обеспечены успехи в экономической сфере. Шведский тип организации жизни общества обеспечил экономическую эффективность качественных параметров социальной сферы по концепции «человеческого капитала» благодаря проведению активной политики:
1) выравнивание доходов;
2) высокой части перераспределения национального продукта через государственный бюджет;
3) отработка курса на создание общества всеобщего благосостояния;
4) организации социального диалога;
5) отрицание политики потребительского отношения к природе, запрета на строительство атомных электростанций и совершенствование стандартов по сохранению окружающей среды.
Экономическое регулирование в Швеции имеет широкий характер, поскольку государство контролирует не только доходы, но и использование капитала, рабочей силы, цены через антимонопольное законодательство и специальные ведомства: Ведомство по делам цен и картелей, Суд по делам антикартельного регулирования, специальный юридический институт - омбудсмен, который осуществляет контроль за соблюдением правил свободной конкуренции. Правда, со вступлением в ЕС контроль над ценами стал лишним, учитывая контроль, введенный правилами ЕС.
Экономическая система Швеции ориентирована на достижение социальных целей и обеспечения:
1) относительного равенства в обществе за счет налогов, которые предотвращают резком дифференцировке доходов;
2) полной занятости, поскольку государство в Швеции является самым крупным нанимателем рабочей силы и обеспечивает рабочие места примерно для трети экономически активного населения;
3) разветвленной социальной инфраструктуры.
Более половины ВВП страны перераспределяется через государственный бюджет, а две трети этой части ВВП тратится на бесплатные здравоохранение, образование и т.д. Почти 65 % граждан Швеции получают свои доходы из общественных фондов как наемные работники правительственных и муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий и пенсий из государственных пенсионных фондов, то есть в частном секторе экономики занято 35 % населения.
Социальная политики государства дополняется тем, что работодатели отчисляют в фонды пенсионного страхования 43 % фонда заработной платы. Спецификой шведской модели является максимальная степень государственного регулирования основных макроэкономических показателей экономики, который сохраняется на протяжении последних 50 лет, когда при власти почти неизменно находятся социал-демократы. Основой высокой экономической эффективности и высокого уровня благосостояния шведов является инновационное направление развития экономики с производства наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, которые создают новые виды товаров, услуг и технологий. Кроме того, государственные инвестиции дополняют частные вложения капитала, иностранные инвестиции, венчурный капитал.
Эффективность рыночной системы хозяйствования увеличивается способностью частных хозяйственных единиц образовывать такие системы и сети, что практически действуют как общественный капитал и опираются на прямую государственную помощь, благодаря чему Швеция превратилась в лидера ЕС по количеству научно-технологических и инновационных связей. Совершенной можно назвать экономическую систему, способную максимально обеспечить граждан теми благами, в которых они нуждаются, и, как свидетельствует исторический опыт, из всех известных типов экономической системы такова социальная рыночная экономика, сочетающая принцип свободы, рыночного хозяйствования с социальным порядком и социальным прогрессом. Она дала возможность осуществить скачок в материальном прогрессе человечества, создать условия для беспрецедентного подъема материального благосостояния широких слоев населения.
Само понятие «социальная рыночная экономика» появилось в Германии, и именно там были разработаны основные концепции социальной рыночной экономики, однако ее следует считать продуктом естественного развития мирового общества. Итак, социализация означает ориентацию рыночной экономики на решение как экономических, так и социальных целей, с соответствующим ограничением рынка при условиях, если теряется общественная эффективность или существует угроза нежелательных социальных последствий.
Социальная рыночная экономика функционирует на основе экономического и социального порядков, первый из которых - экономический - привлекает правила регулирования организационного построения экономики и ее процессов (регулирование прав собственности, денежный и валютный порядок, конкурентный порядок, порядок регулирования внешнеэкономической деятельности), а также совокупность институтов, оказывающих экономике соответствующей организационной формы и обеспечивают условия управления ею.
Социальный порядок определяется совокупностью институтов и норм социального положения граждан и отдельных групп населения, а также и социальными отношениями между членами общества: порядок в сфере труда, системе социального страхования и социальной помощи, имущественный порядок, жилищный, экологический и т.д. Социальная рыночная экономика вследствие существования национальной специфики сформировалась в разных странах с неодинаковыми моделями, которые различают в соответствии с условиями формирования: шведский, голландский, англо-саксонская, германская, французская, японская и другие модели социальной рыночной экономики.
Демократический социализм рыночного типа
Демократический социализм - идейно-политическая доктрина социал - демократического движения. Впервые термин использован в 1888 p., а с 1945 г. он становится официальной концепцией социал-демократов. Основные черты демократического социализма нашли свое отражение во Франкфуртской декларации Социалистического Интернационала (1951 p.). Трактуется демократический социализм как длительный процесс соответствующих социальных преобразований, общество будущего, принцип практической деятельности социал-демократов в современных условиях.
Основные этапы становления демократического социализма: введение политической демократии, создание «государства благосостояния» (социального государства), установление социальной демократии. Основные ориентиры становления демократического социализма: свобода, равенство, справедливость, солидарность.
Основной идеей либерального мировоззрения как универсальной цели есть идеал индивидуальной свободы. Частная собственность рассматривается как гарант и мера свободы. Воплощением индивидуализма и права частной собственности являются принципы свободного рынка и свободной конкуренции. С экономической свободы выводятся основы политической и гражданских свобод. На основе утверждения индивидуализма формируется проблема отношений государства и отдельного человека, а также проблема вмешательства государства в дела индивидов. В западноевропейских странах давно осознали, что рынок сам по себе не в состоянии преодолеть ни безработицы, ни инфляции, ни бедность, ни коррупцию - только государственное вмешательство и реализация социальных программ даст возможность защитить общество от революционных потрясений. Пример - Германия, Австрия, Финляндия, Франция, Швеция, где вместо буржуазного либерализма за основу развития общества приняли демократический социализм, ибо сущность либеральных идей и ценностей заключается в том, что все блага жизни должны добраться только сильному, наглому, нахрапистому, жестокому, злому, лицемерной, подлому, а добросовестному, законопослушному, справедливом, честном, благородном, порядочном, сочувственном остается только горькая судьба бедности и унижения.
Модель «по одну сторону плана и рынка»
Модель сочетания рыночного и правительственного механизмов макроэкономического регулирования, или модель «по одну сторону плана и рынка», характеризуется распространением общенационального планирования наряду с частной собственностью на производственные ресурсы. Основной целью становится не столько максимизация прибыли, сколько контроль как можно большей части не только национального, но и мирового рынка. В основу экономических отношений положен принцип так называемого патернализма - полной подчиненности младших старшим по возрасту и должности, преданности своей фирме, гарантированной защищенности от безработицы. Пример такой экономики дает Япония.
Итак, несмотря на общность принципов и фундаментальных основ рыночной организации экономики, отдельные страны демонстрируют определенные особенности, связанные с различным соотношением частной и государственной собственности, децентрализации (рыночного) и централизованного (государственного) регулирования.
IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Из учеников класса избираются премьер-министры, которые будут представлять экономические системы Китая (либеральная экономическая система), Германии (демократический социализм), Щвеції (социальная рыночная экономика) и Японии. Эти ученики предварительно готовят информацию для выступления, все остальные учащиеся класса выступают в роли журналистов и задают вопросы (см. приложение).
V. Итог урока. Оценивания. Рефлексия
VI. Домашнее задание
Проработать материал учебника.
Приложение
1. Что является основой либерального подхода к развитию экономики?
2. Кто из ученых современности является представителем либерализма?
3. Какой основной принцип развития либеральной экономики?
4. Какие идеи считаются социальными?
5. Какой процент от доходов отчисляется в пенсионный фонд за социальной политики государства?
6. Что означает понятие «социальная рыночная экономика»?
7. Какие преимущества и недостатки имеет социальная рыночная экономика?
8. В чем заключается различие между социальной рыночной экономикой и демократическим социализмом рыночного типа?
9. Что означает принцип патернализма?
10. Принципов которой экономической системы следует придерживаться в Украине?