И СЕМЕСТР
РАЗДЕЛ III
Географическая оболочка и ее составляющие
Тема 1. Литосфера
Урок 21. Внутреннее строение Земли
Цель: сформировать у учащихся первичные знания об оболочке Земли, создать представление о внутреннем строении Земли; развивать умение учащихся работать со схемами атласа, учебника; выявлять на основе схем различия между океанической и материковой земной корой; учить давать характеристики внутренним слоям Земли, используя дополнительную литературу, делать выводы; выяснить, какую часть географической оболочки называют литосферой; развивать заинтересованность в изучении географии, воспитывать экологические ценности в процессе изучения темы «Литосфера».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: физическая карта мира, атласы, учебник, схемы, таблица «Внутреннее строение Земли», «Строение земной коры».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Ученые, изучая нашу планету, пришли к выводу, что она состоит из нескольких сфер - земных оболочек. Гидросфера - водная оболочка. Ее образуют воды океанов, морей, рек, озер, болот, водяной пар. Атмосфера - воздушная оболочка. Воздухом дышат все живые организмы. Литосфера - твердая оболочка Земли. Биосфера - оболочка живых организмов.
С давних времен люди интересовались, из чего состоит внутренняя часть Земли. В древние времена они связывали различные явления, происходящие в недрах, - извержения вулканов, землетрясения - с действием сверхъестественных сил. Не могли объяснить эти природные явления ученые средневековья и путешественники эпохи Великих географических открытий, хотя в эти времена появляются описания сокровищ Земли, изменений, происходящих на ее поверхности. Заглянуть в глубь планеты помогли исследования, проведенные многими учеными XVIII-XX вв. В это время даже литераторы посвящают свои произведения тайнам строения Земли. Так, французский писатель Жюль Верн в романе «Путешествие к центру Земли» вместе со своими героями отправляет читателя в недра Земли через кратер вулкана и рассказывает о ее строении.
III. Изучение нового материала
В наше время изучение внутреннего строения Земли продолжается: с помощью различных приборов фиксируют и измеряют колебания земной коры во время землетрясений, извержений вулканов и искусственных взрывов. Если бы Земля была однородным телом, то колебания распространялись бы прямолинейно и с одинаковой скоростью. Однако колебания земной коры, направление распространения волн и их скорость позволяют ученым прийти к выводу, что Земля состоит из различных по составу слоев.
Это интересно (рассказы учеников)
• Самая глубокая на планете скважина пробурена в России на Кольском полуострове. Ее глубина превышает 12 км.
• Кольскую скважину заложен в 1962 г.
• Скважины, подобные Кольской, заложена также на территории Украины возле села Новоивановка Криворожского района Днепропетровской области.
• На глубине 12 тыс. м выявлено более 20 видов окаменевших микроорганизмов.
• Во время бурения добыли грунт, подобный месячного.
Сегодня установлено, что наша планета состоит из трех внутренних геосфер: ядра, мантии, земной коры.
Работа с рисунками учебника, атласа, заполнение таблицы с использованием ответов отдельных учащихся
Название слоя |
Пределы |
Состояние вещества |
Температура |
Земная кора |
|
|
|
Мантия |
|
|
|
Астеносфера |
|
|
|
Ядро |
|
|
|
• Как называется первый слой от поверхности Земли до глубины 5-70 км?
• Дать характеристику земной коре (отвечает один ученик, получивший опережающее задание: земная кора - верхний твердый слой толщиной в горах в 70 км, на равнинах - 40 км, под океанами - 5-10 км составляет менее 1 % массы планеты, средняя плотность вещества значительно меньше, чем других оболочек, составленная соединениями кремния, алюминия и др. Наблюдения показывают, что с глубиной в земной коре происходит повышение температуры (в среднем на 1° через каждые 33 м).
На границе с мантией температура достигает 600-800 °С. Под верхним слоем до глубины 3 000 км залегает более плотная вещество. Как называется этот слой?
• Дать характеристику мантии (отвечает ученик, получивший опережающее домашнее задание: ее мощность - 2 900 км; наибольшая по объему внутренняя оболочка планеты, занимает свыше 4/5 объема Земли; считают, что она твердая и одновременно раскаленная. Температура 1300°-3500°, среди химических элементов в составе мантии преобладают кремний, железо, магний, кислород.)
Верхняя часть мантии вязка. Ее называют астеносферой. Она сравнительно мягкая и пластичная. Между мантией и земной корой залегает поверхность Мохоровичича. Поверхность Мохо расположена на глубинах 5-75 км от земной поверхности. Вся земная кора и часть мантии, расположена выше астеносферы, составляет литосферу. Толщина литосферы под океанами около 50 км, под материками - до 200 км.
Земная кора + астеносфера = литосфера.
• Дать характеристику ядрові (отвечает ученик, получивший опережающее домашнее задание: ядро - внутренняя часть Земли. Она состоит из веществ, имеющих свойства металлов. Температура в ядре достигает 4000-5000 °С. Внутреннее ядро, вероятно, имеет твердое состояние вещества, обусловленный огромным давлением. Внешнее ядро, вероятно, имеет вещество в расплавленном жидком состоянии).
В результате изучения внутреннего строения Земли установлено, что ядро и мантия образовались из космической вещества. На них приходится почти 95 % общего объема земного шара. Земная кора возникла позже, чем ее глубинные слои, в результате длительной работы внутренних и внешних сил Земли. Ее объем составляет лишь 5 % общего объема планеты.
Работа с рисунком учебника
Верхний слой земной коры состоит из рыхлых осадочных отложений, поэтому он называется осадочным. Под осадочным слоем размещены кристаллические горные породы - гранитный слой. Ниже расположен еще один слой - базальтовый.
Поверхность земного шара, что создает континенты и ложе океанов, разнится. В ложе океанов гранитный слой практически отсутствует, а осадочный менее мощный.
IV. Закрепление новых знаний, умений, навыков
Беседа
• Что такое литосфера?
• По рисунку рассказать о внутреннем строении Земли.
• Из каких слоев состоит земная кора?
• Какие типы земной коры вы знаете?
• Чем отличается материковый слой земной коры от океанического?
Задача. Какова температура горных пород на глубине 1 000 м, если на поверхности она составляет +10 °С.
Прием «Художественная мастерская». Нарисовать и подписать рисунок «Внутреннее строение Земли».
V. Итог урока
VI. Домашнее задание
Проработать соответствующий параграф в учебнике.