УРОК 24. ФРГ
Учебная цель: ознакомить учащихся с основными этапами составление комплексной экономико-географической характеристики страны; сформировать систему знаний об основных особенностях географического положения, населения и хозяйства Германии; развивать практические умения работать с комплексными картами атласа.
Оборудование: политическая карта Европы, физическая карта Европы, атласы, учебники, схемы, таблицы, диаграммы.
Основные понятия: экономико-географическая характеристика страны, экономико-географическое положение, природные ресурсы, естественный прирост, плотность населения, урбанизация, хозяйство, специализация, экспорт, импорт.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. Проверка домашнего задания (работа в парах)
Обмен кроссвордами. Решения, взаємоперевірка.
2. «Географическая разминка» (без использования карт)
Учитель называет европейскую страну (столицу), ученики - соответствующую столицу (страну).
3. Вопрос
• Какие преимущества географического положения стран Европы определяют экономическое развитие региона?
• Существуют ли в Европе демографические проблемы?
• Какие отрасли промышленности Европы являются ведущими?
• Какие факторы определяют размещение предприятий этих отраслей?
• В чем проявляется зональная специализация сельского хозяйства Европы?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Самая мощная в экономическом плане европейское государство - Германия. Она играет значительную роль не только в европейской, но и мировой экономике и политике.
В ХХ в. именно Германия развязала две мировые войны и в обоих потерпела поражение, причем после второй была поделена на две части: восточную - ГДР и западную - ФРГ, хозяйство которых было разрушено. Объединение Германии в 1990 г. стало самым ярким событием, поскольку оно, кроме изменения экономической ситуации в объединенной стране, повлияло на разделение сил во всем мире.
На сегодняшнем уроке мы попытаемся выявить причины экономического развития Германии и те факторы, которые определили успех этого развития.
IV. Изучение нового материала
1. Типовой план характеристики страны
Для характеристики Германии и других стран пользуются типовым планом: «визитная карточка» страны (официальное название, площадь, население, столица, тип страны, государственный строй); экономико-географическое положение страны; природные условия и природные ресурсы; население (демографическая ситуация, национальный, религиозный, возрастной состав, расселение, трудовые ресурсы); хозяйство (общие особенности, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, внешние экономические связи).
2. «Визитная карточка»
Задача 1. Пользуясь картами атласа, составьте «визитную карточку» Германии.
Официальное название - Федеративная республика Германия. Площадь - 357 тыс. км2. Население - 83,8 млн. человек (2008 г.). Столица - Берлин. Экономически высокоразвитое государство, страна «Большой семерки». Парламентская республика, федеративное государство.
3. ЭГП
Задание 2. С помощью карт атласа определите: а) С какими государствами граничит Германия? Какой уровень их развития? Насколько выгодно это соседство? б) Какими морями омывается Германия?
4. Природные условия и ресурсы
Задача 3. С помощью карт атласа определите, месторождения каких полезных ископаемых на территории Германии.
Задача 4. С помощью карты найдите и назовите крупнейшие реки Германии. Предположите, какую роль они играют в хозяйстве страны.
5. Населения
Около 84 млн. чел. (самое многочисленное в Европе). Коэффициенты рождаемости и смертности одинаковы - 11 человек на 1000 жителей в год. Приток иммигрантов из Турции, республик бывшей Югославии, бывших социалистических стран. Национальный состав коренного населения относительно однородный. Преобладающая религия - христианство, на юге и западе - католицизм, на остальной территории - протестантство. Урбанизация - 87 %, крупнейшей городской агломерацией является Рурская.
6. Хозяйство
По объему ВВП и промышленного производства Германия уступает лишь США и Японии.
Задание 5. С помощью карт атласа определите и назовите основные отрасли промышленности Германии и особенности их размещения.
Машиностроение и металлообработка (автомобилестроение, судостроение, оптико-механическая промышленность, аэрокосмическая, производство бытовой техники), химическая промышленность.
Вопрос. Какие немецкие предприятия, производящие автомобили, вы можете назвать? Все они являются полностью немецкими?
Задание 6. С помощью карт атласа назовите основные центры судостроения Германии.
Энергетика. Черная металлургия. Цветная металлургия.
Сельское хозяйство. Крупнейший сельскохозяйственный производитель в Европе (при этом отрасль полностью не удовлетворяет внутренние потребности населения страны. 2/3 продукции отрасли приходится на животноводство.
Транспорт. 43 % - транзитных перевозок в общем грузообороте всех видов транспорта.
7. Внешнеэкономическая деятельность
Экспорт: электротехнические изделия, автомобили, оптика, оборудование, приборы и т.д.
Импорт: преобладают энергоносители и сырье: нефть и продукты нефтепереработки, природный газ, железная руда и руды цветных металлов. Германия является одним из крупнейших инвесторов капитала в промышленность и сферу услуг других стран мира, в том числе и в Украину.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
• После Второй мировой войны Германия имела чрезвычайно низкий уровень промышленного производства. Благодаря чему эта страна за короткий срок стала высокоразвитой?
• В каких отраслях хозяйства, по вашему мнению, Украина и Германия могут сотрудничать?
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
· Проработать § .
· Обозначить на контурной карте: а) пределы Германии; б) названия стран-соседей, крупнейших промышленных центров, крупных речных, морских портов и авиапортов.
· Создать с помощью компьютера рекламный буклет «Путешествие Германией» (Программа Microsoft Office Publisher).
· Опережающий (двум ученикам). Составить характеристику географического положения Великобритании на английском языке.