УРОК 23. СТРАНЫ ЕВРОПЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНА
Учебная цель: охарактеризовать состав региона, особенности размещения и формирования населения, общие признаки хозяйства стран Европы; определить значение интеграционных процессов в формировании хозяйства региона; развивать умение обосновывать отраслевую структуру хозяйства региона, умение работать с картами атласа, учебником; воспитывать чувство сопричастности к процессам евроинтеграции.
Оборудование: политическая карта Европы, атласы, учебники, схемы, таблицы, графики, диаграммы.
Основные понятия: регион, экономико-географическое положение, международная организация, интеграционное объединение, природные ресурсы, хозяйство, специализация, промышленность, сельское хозяйство, транспортные коридоры.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Вопрос. Вспомните, какие темы и в какой последовательности вы изучали в первом разделе курса «Общая экономико-географическая характеристика мира».
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
В следующем разделе «Регионы и страны мира» вы узнаете про основные природные, экономические и социальные особенности, обусловливающие развитие регионов. Изучение опыта других стран мира в развитии демократического общества и развития эффективной экономики является крайне необходимым на современном этапе подъема нашего государства.
Первый регион, который мы будем изучать,- Европа, которая с давних времен была колыбелью многих высокоразвитых цивилизаций: эгейской, эллинской, кельтской, римской и т.д. Европа стала крупнейшим в мире регионом распространения христианства. Это - родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. И хотя, вы знаете, эпоха «евроцентризма» прошла, в наше время этот регион продолжает играть значительную роль в мировой политике и экономике.
IV. Изучение нового материала
1. Экономико-географическое положение региона
Европа занимает западную часть Евразии, площадь - около 10 млн. км2. На ее территории полностью или частично разместились около 50 стран.
Задача 1. Пользуясь картами атласа, определите главные особенности ЭГП стран Европы.
2. Политическая карта региона
Существенные изменения в ХХ в: объединение Германии, распад СССР, Югославии, Чехословакии, изменение общественного строя в странах Центральной и Восточной Европы. По форме государственного правления: монархии и республики. Древнейшей республикой является Сан-Марино (301 г. н. э.). Андорра находится под протекторатом Испании и Франции. Гибралтар является заморской территорией Великобритании и единственным колониальным владением в Европе.
Задание 2. Пользуясь картами атласа, приведите примеры европейских монархий и республик, унитарных и федеративных государств.
Наиболее влиятельные интеграционные объединения: СЕ, ОБСЕ, НАТО, ЕС, Евробанк, ЕБРР.
Субрегионы: Западная Европа, Центральная Европа и Восточная Европа.
3. Природные условия и ресурсы
4. Населения
729 млн. жителей (11 % мирового населения - 01.07.2008 г.).
Преобладает первый тип воспроизводства, естественный прирост в 12 странах отрицательный. В целом характерна депопуляция на уровне 0,04 % и «старения нации». Возрастная структура: 20 % - дети в возрасте 15 и менее лет, трудоспособное население - 65 %, в возрасте 65 лет и более - 15 %.
Густонаселенный и высоко урбанизированный регион мира (75 %). Плотность населения без России - 97 чел./км2 (почти в 2 раза превышает среднемировой), наибольшая (200-370 чел/км2) - в Нидерландах, Бельгии, Великобритании и Германии, наименьшая (3-15 чел/км2) - в Исландии, Норвегии и Финляндии. Крупнейшие городские агломерации: Лондон, Москва, Париж, Рурштадт (Германия), Санкт-Петербург, Стамбул.
Есть одно-национальные и многонациональные государства. Большинство народов относятся к индоевропейской языковой семье. Господствующая религия - христианство. Европа является мировым центром трудовой иммиграции (около 15-17 млн. иностранных работников и членов их семей).
5. Общая характеристика хозяйства
Доля Европы в мировом ВВП составляет примерно 25 %. Члены «Большой семерки» - Германия, Франция, Великобритания, Италия. Страны Западной Европы представляют собой экономическое «ядро» ЕС - самого мощного интеграционного объединения, что концентрирует на внутреннем рынке 40 % торговли товарами и 30 % - услугами.
Задача 3. Пользуясь картами атласа, диаграммами, таблицами, учебником, охарактеризуйте ведущие отрасли промышленности стран Европы.
Машиностроение (ориентируется на трудовые ресурсы, научную базу, тяготеет к крупных городов и агломераций, треть промышленной продукции Европы и две трети ее экспорта). Химическая промышленность. Мощный топливно-энергетический комплекс. Металлургическая промышленность. Лесная, легкая, пищевая промышленность.
Три основных типа сельского хозяйства - северо-, средне - и южно-европейский. Высоко-интенсивный характер ведения сельского хозяйства, как правило, с преобладанием животноводства.
Задача 4. Пользуясь картами атласа, определите различия в сельскохозяйственной специализации стран Европы.
По уровню развития сети транспортных путей европейский регион занимает одно из ведущих мест в мире.
Задание 5. Назовите главные особенности западноевропейской транспортной системы. Определите существенные отличия этой системы и транспортной системы стран СНГ.
Девять европейских международных транспортных коридоров (МТК).
Задание 6. Объясните, какое значение имеет создание МТК для Украины.
Здесь находятся многочисленные технопарки и технополисы (Кембридж, «Долина высокой технологии» (Ницца)), всемирно известные финансовые столицы - Лондон, Цюрих, Люксембург, мировые лидеры туристической индустрии.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Задание 7. Пользуясь картой «Историко-географические регионы», выпишите в тетрадь страны Европы.
Задача 8. Объясните, почему страны Западной Европы имеют высокий уровень экономического развития, несмотря на недостаточную обеспеченность минеральными ресурсами.
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
· Проработать § .
· Обозначить на контурной карте: а) страны Европы и их столицы; б) страны, которые являются членами ЕС; в) укажите путь, по которым в Европу поступают нефть, природный газ, уголь, железная руда.
· Составить кроссворд «Столицы стран Европы» (10 вопросов).