Раздел И. РАСТЕНИЯ
Тема 2. Размножение и развитие
растений
УРОК 24
ЭКСКУРСИЯ
Тема. Ознакомление с сезонными
явлениями в жизни растений
Цель. Ознакомить учащихся с сезонными
явлениями в жизни растений осенью. Оборудование: блокноты, карандаши, бинокль,
фотоаппарат и т.д.
Литература для учителя: 9, 43. 52,
56.
И. Подготовка
к экскурсии.
1. Подготовка учителя к экскурсии.
Заранее определить:
• Место проведения экскурсии: поле,
лес, сад, луга, городской парк, берег реки или озера и т.д.
• Маршрут и объекты наблюдений.
2. Ознакомление учащихся с задачами
экскурсии.
II. План проведения экскурсии.
1. Ознакомление учащихся с темой, целью
и задачами экскурсии, прогнозирование того, что они смогут изучить и
наблюдать.
2. Разделение класса на группы и получение
соответствующего задания, которое выполняется непосредственно при наблюдении за
объектами природы.
3. Беседа или рассказ (при
прибытии к объекту наблюдения) о важнейшие сезонные изменения, которые
происходят в жизни растений осенью, на которые следует обратить особое внимание.
4. Самостоятельная работа в группах.
III. Проведение экскурсии.
А) Беседа.
• Что понимают под сезонными
явлениями в жизни растений?
• Что происходит с растениями
осенью? Почему и для чего это происходит?
• По каким признакам можно сделать
вывод, что растения начинают готовиться к зиме?
• Какие вы знаете деревья, кусты и
травянистые растения, растущие в непосредственной близости к вашей школы?
Б) Самостоятельная работа в группах.
Задания для групп. Найдите и
выясните вид двух деревьев, двух кустов и двух травянистых растений. Изменения, которые
произошли с этими растениями в связи с наступлением осени, опишите по плану:
а) название растения;
б) общий вид;
в) изменения, произошедшие с листьями;
г) наличие почек, их состояние;
ґ) или растению присущ активный
рост в данный период;
д) наличие цветков или плодов, их
состояние (для плодов - семян созрело или нет, есть еще оно на растении);
е) изменения, которые касаются стебля;
есть) изменения корня.
Вывод.
В) Доклады учащихся по результатам
выполненных заданий.
Г) Обобщающая беседа.
• Почему с растениями происходят
определенные изменения осенью?
• Приведите примеры приспособлений
растений к зимним условиям.
• Почему у некоторых растений осенью
наблюдается повторное цветение? К чему это может привести?
IV. Итоги экскурсии.
Самооценивание учащимися своих знаний и
практических умений. Празднования учителем наиболее активных и внимательных учеников.
Учитель обращает их внимание на то, что полученные на экскурсии знания и подготовленные
дома гербарные образцы растений учащиеся используют на уроках.
V. Домашнее задание.
1. Оформить в тетрадях выполнено
задачи, в классе на уроке доложить о результатах своего наблюдения,
демонстрируя отчет об экскурсии (выполнено и соответствующим образом оформленное
задача).
2. На основе отчетов ученики вместе с
учителем могут оформить сменный стенд в кабинете “Растения осенью”.