Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел И. РАСТЕНИЯ

 

Тема 2. Размножение и развитие растений

 

УРОК 23

Тема. Сезонные явления в жизни растений

 

Цель. Сформировать знания о явлениях, что происходят с растениями в разные времена года, показать значение их процессов.

Основные понятия и термины: движение соков, раннецветущие, периоды лета, ноябрь, зимний покой.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа (подготовительная, контрольно-оценочная), рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация оборудования); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).

Оборудование: изображение рисунков растений в разные времена года, с ранними весенними растениями, опылением цветков насекомыми, созреванием плодов, желтыми и красными осенними листьями, опавшей листьев, деревьев зимой.

Тип урока комбинированный.

 

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1.

Организационный момент.

1

2.

Проверка выполнение домашнего задания.

10

3.

Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3

4.

Восприятие и первичное осмысление нового материала.

15

5.

Обобщение и систематизация изученного.

9

6.

Итоги урока, аргументация оценок.

5

7.

Домашнее задачи.

2

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка выполнение домашнего задания.

Тестовая проверка знаний:

1. Семена сорняков сохраняет всхожесть в течение:

а) 5-6 дней;

б) 4-5 лет;

в) 8-12 лет;

г) 25-40 лет.

 

2. Укажите условия хранения семян:

а) герметично закрытые коробки;

б) влажная проветриваемое помещение;

в) сухое проветриваемое помещение.

 

3. Для прорастания семян необходима совокупность таких условий:

а) достаточное количество влаги;

б) хорошее освещение;

в) воздуха;

г) высокая температура.

 

4. Температура прорастания семян зависит от:

а) географического происхождения растения;

б) размера семян;

в) глубины заделки семян.

 

5. Более активное дыхание:

а) в сухих семян;

б) в сухого и увлажненного семян одинаковое;

в) в увлажненного семян.

 

6. Семена фасоли следует высаживать на глубину:

а) 1-2 см;

б) 2-3 см;

в) 4-5 см.

 

7. У семян всех растений прорастание начинается с удлинения:

а) зародышевого корня;

б) зародышевого стебля;

в) зародышевой почки.

 

8. Из зародышевого корня формируется:

а) главный корень;

б) боковой корень;

в) придаточные корни.

 

9. В процессе роста растения клетки приспосабливаются к выполнению определенной функции, т.е. образуются:

а) ткани;

б) органы;

в) почки.

 

10. Взрослое растение может расти за счет деятельности ткани:

а) проводящей;

б) основной;

в) образующей.

 

11. Питательные вещества для роста растения получают:

а) в процессе фотосинтеза;

б) из почвы;

в) из воздуха.

 

12. В основе роста и развития растения лежат процессы:

а) деления клеток;

б) фотосинтез;

в) дыхание.

 

3. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Демонстрация изображений растений в разные времена года. Подготовительная беседа: Посмотрите на рисунки и фотографии. Скажите, мы можете ли вы по внешнему виду растений определить, какая это пора года. Как вы это сделаете?

Итак, как вы уже знаете, каждый год с определенной периодичностью повторяются явления в жизни растений: вырастает листья, растения зацветают, потом мы видим рост и созревание плодов. Далее листья желтеют и опадают. Становится холодно. Растения, как животные и люди, готовятся к зиме.

Сегодня мы с вами будем рассматривать так называемые сезонные явления в жизни растений.

 

План

1. Сезонные явления растений весной.

2. Лето.

3. Осень.

4. Зима.

 

4. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Сезонные явления растений весной

Рассказ с элементами беседы. Параллельно можно выполнять соответствующее задание в практикумах (заполнять таблицу). В зависимости от времени года в деревьев, кустарников, травянистых растений меняется внешний вид, а также ход процессов в развитии и росте. Особенно ярко выражены эти изменения весной и осенью.

Раньше всех начинают цвести деревья, которые опыляются ветром: ольха, лещина, ива, клен. Верба - первый из ранневесенних медоносов. Благодаря наличию в это время небольшого количества насекомых, отсутствие листьев на деревьях и кустарниках пыльца свободно переносится ветром с одного растения на другое.

Вместе с опылением растений в происходит и другой важный процесс - движение соков. Вода растворяет питательные вещества, отложившиеся в стебле, и несет их к почкам, которые начинают набухать и готовиться к тому, чтобы стать листочками и цветками. Движение соков особенно проявляется у березы и клена, длится почти месяц, за это время растения перекачивают десятки литров воды. Начало движения соков - признак наступления весны.

Какие изменения происходят в неживой природе? Дни становятся длиннее, повышается температура воздуха, все больше прогревается почва. Снег быстро тает; появляются первые цветы. Когда наступает весна, то растение начинает быстро расти, используя тепло и влагу для развития. Много растений, которые приспособились к этому, называются ранними весенними. Вспомните, какие это растения. (Подбел обыкновенный, пролеска двулистная, подснежник, медуница, звездчатка, первоцвет).

За счет чего происходит развитие раннецветущих растений? У раннецветущих растений развитие происходит за счет питательных веществ, отложенных в корневищах, клубнях и луковицах еще с осени. Яркую окраску во время цветения привлекает к ним многочисленных насекомых для опыления. Однако часто эти растения размножаются вегетативным способом: от материнского растения отделяется уже сформирована новая растение. Итак, оба способы размножения у раннецветущих растений дополняют друг друга, обеспечивая высокий процент выживаемости и приспособленности.

Почти у всех растений в этот период растет и развивается листья.

В конце весны начинает колоситься рожь, в осины созревают семена-летучки, отцветает сирень, осыпаются лепестки в яблони: закончилась весна - началось лето.

 

Лето

Рассказ с элементами беседы. Лето делится на три периода. Первый период (начало лета), когда на лугах появляются цветущие травы - василек, гвоздика, колокольчики и ромашки. В это время зацветают малина, брусника, клюква. Рассеиваются плоды вяза и тополя. В водоемах зацветают желтые кувшины. В садах цветет жасмин. В народном календаре июнь называют многоцветием. Ежедневно цветут все новые и новые растения. Начинают созревать земляника. Появляются летние грибы. В начале июля - разгар покоса.

Второй период начинается с зацветание липы и длится обычно до середины августа. Этот период называют еще вершиной лета, жаркой порой. Почему так поздно зацветает липа? Оказывается, липа распускает цветки на молодых побегах для того, чтобы наступил самый теплый период лета. Пока он будет отрастать, в нем будут откладываться плодовые почки. Запах цветков липы долетает издалека, поэтому пчелы, не зная отдыха, собирают сладкий, душистый нектар. Липовый мед вкусный и полезный.

Для этого периода характерно также большое цветения травянистых растений на лугах. Цветут злаки лугов, на полях зацветает картофель. Водоемы покрывает разная растительность, много растений цветет - камыш, рогоз, сусак, стрелолист, частуха, белая кувшинка. Созревают плоды малины и черники. Желтая акация (карагана) разбрасывает семена.

Недаром июль называют ягодным месяцем. Созревают ягоды черемухи, малины, смородины, созревают в саду крыжовник и вишня. На полях заканчивается уборка озимых.

Третий период (конец лета) продолжается от середины августа до середины сентября, до первых заморозков. В августе созревают плоды и семена. На лугах можно увидеть цветущие колокольчики, свербіжницю, марьянник, коровяк, мяту и другие растения. В начале августа желтеют листья в липы, а в конце месяца начинается листопад у березы. В лесу созревают орехи. Лето постепенно переходит в осень. Август - месяц грибов. Грибы можно собирать с весны до поздней осени, но основная пора приходится на последний период лета и начало осени.

 

Осень

С появлением первых заморозков на почве начинается осень. Как меняется листва ? С чем это связано ? Сначала листья приобретает желтого, оранжевого и красного окраса. Потом начинается ноябрь. От чего спасает растение ноябрь? Дни еще теплые, но ночи прохладные. Ноябрь спасает растение от высыхания, от ломания веток, через листья выводятся ненужные дереву вещества. В первой половине октября полностью теряет листья черемуха и вяз, затем липа, клен, ясень, орешник, осина; во второй половине - рябина, калина, ольха, бузина, ива.

С конца ноября до замерзания водоемов характерен переход осени к зиме. 23 сентября день равен ночи, а затем продолжительность дня сокращается. Солнце не греет так тепло, как летом. Осенью можно наблюдать некоторые интересные явления, например, повторное цветение растений. Можно увидеть цветущую робінію (белую акацию), конский каштан, калину, рябину, цветки яблони и груши. Цветущие травянистые растения: ромашка, клевер, василек, одуванчик и др. Как вы думаете, с чем это связано? Повторное цветение связано с наступлением теплой осени, когда спящие почки трогаются в рост и начинается новый цикл развития. Используя это явление, селекционеры вывели новые сорта различных растений (клубники, розы, малины), которые цветут и плодоносят целое лето.

 

Зима

Зимой в лесах, на полях и лугах жизнь растений замирает до весны. Однако они хорошо подготовились к зиме: под корой деревьев и кустарников является прочный пробковый слой, который уберегает их от испарение и колебания температуры; маленькие почки скрыты под толстыми чешуйками, опали листья.

Вечнозеленые растения перезимовывают вместе со стеблем, листьями и плодами (клюква, брусника).

Все зимующие почки - надземные или подземные - осенью погружаются в глубокий покой, из которого вывести их очень трудно.

С наступлением настоящей зимы осенний спокойствие сменяется вынужденным зимним. Способность семян и почек впадать в предзимний глубокий покой помогает им переносить зимние холода.

 

5. Обобщение и систематизация изученного.

Выполнение заданий практикума.

Используя материал учебника, дополнительных энциклопедических источников, заполните таблицу.

 

Сезонные явления в жизни растений

Пора года

Сезонные явления

Характеристика

Значение

Весна

 

 

 

Лето

 

 

 

Осень

 

 

 

Зима

 

 

 

 

Контрольно-оценочная беседа.

Которые деревянистые и травянистые растения начинают цвести первыми весной? С чем это связано? На сколько периодов разделены лето? В каком из них цветут луговые травы? Созревают ягоды? Грибы? С чем связано повторное цветение растений осенью? Для чего растениям нужна осень? Как растения готовятся к зиме?

 

6. Итоги урока, аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Проработать соответствующий материал по учебнику, дать ответы на вопросы после параграфа. Подготовиться к выполнению заданий на экскурсии.