Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

 

УРОК № 23

 

Тема. Класс Насекомые.

Цель: ознакомить учащихся с общей характеристикой класса Насекомые, рассказать об особенностях их строения, развития и поведения.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяют иллюстрировать особенности строения, развития и поведения насекомых.

Базовые понятия и термины: насекомые, насекомые с полным превращением, насекомые с неполным превращением, поведение насекомых.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Ход урока

 

И. Организационный этап

II.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопрос

Вспомните, класс членистоногих наиболее многочисленный?

III.Вивчення нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Общая характеристика класса Насекомые

Насекомые - это самый многочисленный класс, включающий почти 1 миллиона видов. По своим происхождению - это группа настоящих наземных животных. Насекомые заселили разные наземные места обитания, почва, пресные водоемы, побережья морей. Нешуточная разнообразие местонахождение в наземном среде способствовала видоутворенню и широкому расселению этой многочисленной группы членистоногих. Главными приспособлениями, которые обеспечили прогрессивное развитие насекомых, являются следующие:

1. Способность до полета, что позволяет насекомым в короткие сроки заселять новые территории, преодолевать водные пространства и другие препятствия, и большая подвижность, обеспечена развитой поперечносмугастою мускулатурой, членистыми конечностями.

2. Многослойная хітинізована кутикула с внешним слоем, которая содержит восковые и жировые вещества, что защищает тело от потери влаги, механических повреждений, воздействия ультрафиолетовых лучей.

3. Разнообразие ротовых аппаратов, которая позволяет использовать различный кормовой материал, уменьшает міжвидову конкуренцию и способствует поддержке немалого численности насекомых.

4. Малые размеры насекомых, обеспечивающие выживание и способствуют созданию необходимых условий для существования даже в очень незначительных по размерам пространствах (небольшие наросты на скалах, трещины в коре деревьев, почвы).

5. Разнообразие способов размножения - кроме двостатевого, размножение партеногенетичне (в тлей), на стадии личинок (у отдельных видов двукрылых, жуков и клопов). Некоторым паразитическим перетинчастокрилим свойственна поліембріонія (бесполое размножение на стадии зиготы, которая делится), что позволяет им резко увеличивать численность потомков.

6. Высокая плодовитость и способность к массовому размножению: среднее количество яиц, что откладываются, составляет 200-300. Некоторые насекомые откладывают небольшое количество яиц; но дают несколько поколений (до 10 и более) за вегетационный сезон. Эта способность вызывает массовое появление многих насекомых (жуки, мухи, комары, саранча и др.).

7. Разнообразие типов постэмбрионального развития: неполных, полных метаморфоз и другие типы преобразования. В фазе личинки происходит рост и развитие особи, в фазе взрослой особи - размножения и расселения, Способность переживать неблагоприятные условия в состоянии диапаузы - временного физиологического покоя.

8. Изменение среды обитания на разных стадиях онтогенеза: личинки живут в водном среде, взрослые - в наземно-воздушной среде (например, стрекозы, комары), что снижает внутривидовую конкуренцию за пищу, пространство для жизни и способствует лучшему выживанию насекомых.

9. Органы дыхания - трахеи - позволяют осуществлять интенсивный газообмен и поддерживать при необходимости (во время полета) высокий уровень процессов жизнедеятельности.

10. Хорошо развитая нервная система, разнообразные и совершенные органы чувств, сложные врожденные формы индивидуального и общественного поведения - инстинкты.

2. Особенности развития и поведения насекомых

Развитие насекомых

Насекомые раздельнополые животные, большинство из них имеет хорошо выраженный половой диморфизм. Яйца богаты желтком и откладываются во внешнюю среду. После выхода из яйца развитие организма насекомого происходит с неполным или полным превращением (метаморфозом).

У насекомых с неполным превращением из яиц вылупляются личинки, которые похожи по внешнему, видом на взрослое насекомое, но отличаются от нее меньшими размерами, недоразвитыми крыльями и недоразвитой половой системой. С каждым линькой они становятся все больше похожими на взрослую форму.

У насекомых с полным превращением развитие происходит с последовательной сменой форм, совсем непохожих одна на другую. Из яйца вылупляется червоподібна личинка (у бабочки она называется гусеницей), которая ползает, много ест, несколько раз линяет и с каждой линькой становится крупнее. В результате последнего линька из личинки образуется куколка, что не двигается и не питается. Куколки разных рядов насекомых с полным превращением имеют различное строение, но общим для них является разрушение анатомических структур личинки и использования этого материала для построения органов взрослого насекомого. Регуляция всех стадий метаморфоза происходит за участия специальных гормонов.

У насекомых с полным превращением личинка (гусеница) и взрослая особь различаются не только внешним видом, но и способом и объектами питания. Так, гусеница бабочки капусниці питается листьями, взрослый бабочка сосет цветочный нектар. Кроме того, личинки и взрослые насекомые заселяют разные места обитания. Например, личинка комара живет в пресных водоемах и питается водорослями и простейшими, а взрослый комар (самка) живет в наземных условиях и сосет кровь человека и других млекопитающих. Благодаря таким различиям в источниках пищи и местах обитания ослабляется внутривидовая конкуренция, что способствует процветанию насекомых.

Поведение насекомых

Нервная система и органы чувств позволяют насекомым чувствовать и воспринимать окружающий мир, органы движения - перемещаться в пространстве и осуществлять достаточно сложную поведение. Генетически заложено инстинктивное поведение и приобретенный индивидуальный опыт дают возможность насекомому демонстрировать сложные поведенческие реакции.

Не существует двух видов насекомых, которые бы вели себя одинаково. Представителя каждого вида можно узнать по врожденной стратегией добывания пищи, строительной деятельностью, за теми позами, звуками, виділюваними химическими веществами, которые ему присущи при пищевой, репродуктивной, защитной, социальной и иной формах поведения.

Среди насекомых есть и «фермеры», которые пасут, охраняют и «доят» полезных для них животных, и насекомые-«земледельцы», способны не только собирать урожай, но и выращивать его, подготовив предварительно землю и посадочное семян. Все оптовые насекомые - прекрасные строители, которые сооружают в зависимости от своей видовой принадлежности и малые индивидуальные здания, и большие общественные здания, и целые города с мощными коммуникативными системами. В них все предусмотрено для нормальной жизнедеятельности как отдельной особи и семьи, вплоть до создания необходимого микроклимата, так и жизнь колоний и гигантских объединений оптовых насекомых.

В поведении насекомых некоторых видов задействованы такие чрезвычайно сложные психические процессы, как воображение, абстрактное мышление, символическое представление, память, способность к обучению и выработка условных рефлексов, собственная «язык» и даже элементарная умственная деятельность.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники работают с рисунками на с, 96, 97, знакомясь с внешней и внутренней строением насекомых.

Потом они читают текст на с. 96-98 и отвечают на вопросы 1-3 на с. 98.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 34-35].

V.Самостійна работа учащихся

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 98, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 23, ответить на вопрос 4 после параграфа на стр. 98.

В тетради [3, с. 34-35] выполнить задание.