Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

 

УРОК № 24

 

Тема. Разнообразие насекомых. Насекомые с неполным превращением.

Цель: ознакомить учащихся с разнообразием насекомых и насекомыми с неполным преобразованием.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать разнообразие насекомых и их роль в природе и жизни человека.

Базовые понятия и термины: насекомые, разнообразие насекомых, основные ряды насекомых, насекомые с неполным превращением.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока:

 

И. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопроса

Если вы увидели какую-то насекомое, и она заинтересовала вас, то как узнать, что это за насекомое, как она называется, какими особенностями обладает?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Разнообразие насекомых

Возможно, школьники расскажут о определители насекомых. Но прежде чем ими пользоваться, следует удостовериться, что вы определяете именно насекомое, а не какое-то другое животное. Поэтому надо знать как общие черты насекомых, так и основные их ряды, что показывают разнообразие насекомых.

Класс Насекомые включает значительное количество рядов. Основой их разделения служит строение крыльев, ротового аппарата и тип развития.

2. Насекомые с неполным превращением

Ряд Прямокрылые. К этому ряду относятся саранча, кузнечики, волчки, сверчки и т.д. Передние крылья у них прямые, кожистые, относительно узкие, сложенные вдоль тела. Они закрывают широкие перепончатые крылья второй пары. Ротовые части насекомых гризучі, задние ноги обычно прыгающие, а у волчка - риючі. Большинство из них могут скрекотіти. Превращение насекомых неполное.

Ряд включает около 20 000 видов. Среди прямокрылых много вредителей сельского хозяйства. В первую очередь сюда относится саранча - перелетная, пустынная и др. Есть единичные саранчи - кобылки. Как правило, саранча образует стаи, которые могут при массовом развитию занимать пространство в сотни гектаров. Во время миграции саранча уничтожает почти всю растительность, что встречается у нее на пути. Создан международный протисарановий центр в Лондоне, который проводит работу по наблюдению за развитием и миграцией саранчи, по организации мероприятий, которые предупреждают ее миграцию, и организации борьбы. В 1962 г. саранча проникла в Туркмении с Ирана и Афганистана, общий фронт ее распространения составил 160 км. Ощутимый вред причиняют волчки, живущих в почве. Они повреждают корневую систему растений.

Ряд Термиты. Крылья имеют взрослые особи - самцы и самки. После спаривания термиты сбрасывают крылья и начинают в почве создавать норки для откладывания яиц. Термиты - оптовые насекомые, которые строят подземные и надземные гнезда - термитники; нередко они имеют высоту, превышающую рост человека.

Общины термитов состоят из нескольких каст: рабочих, солдат, половых особей. Основная масса населения термитника - рабочие особи (недоразвитые в половом отношении самцы и самки). Много всеядных термитов разводят грибы («грибные сады»). Основная пища термитов - древесина, иногда они потребляют чистую клетчатку. Переваривание клетчатки осуществляется с помощью постоянно присутствующих в кишечнике жгутиковых, разрушающих целлюлозу, поскольку сами термиты не имеют в кишечнике ферментов, которые бы разлагали целлюлозу.

Ротовое аппарат термитов гризучого типа. Превращение насекомых неполное. Они причиняют вред, поедая деревянные части зданий, книги, мебель и т. п. В тропических лесах термиты - основные разрушители гниющей древесины.

Ряд Тараканы. Тело таракана сплющенное, передние крылья кожистые, задние - тонкие, перепончатые. У самок иногда нет крыльев. Ротовые органы тараканов гризучі. На конце брюшка насекомых развиты видоизмененные брюшные конечности - церки. Превращения тараканов неполное. Они всеядны. Есть синантропные формы этих насекомых - прусак, черный таракан, что поселяются в жилищах человека.

Загрязняя еду и предметы домашнего быта, они могут быть переносчиками опасных заболеваний: дизентерии и других кишечных заболеваний. В прямой кишке черного таракана обнаружены яйца власоглава и гострика, стьожака широкого. В природе тараканы живут в подстилке, под камнями, иногда в почве.

Ряд Стрекозы. Они имеют две пары крыльев одинакового строения с густой сеткой жилок. На голове насекомых находятся огромные сложные глаза. Ротовые органы бабок гризучі. Превращение неполное, но со стадией подвижной нимфы. Личинки стрекоз ведут водный образ жизни, их нижняя губа превращается в маску для схватывания добычи. Стрекозы - дневные хищники, ловят насекомых на лету. Известно 4500 видов стрекоз, среди них коромысло, красотка и т.д.

Ряд Равнокрылые. Насекомые имеют две пары крыльев - все равны. Встречаются и бескрылые особи. Ротовой аппарат их колюще-сосущий. Многим рівнокрилим присуще чередование поколений по типу гетерогонії: правильного чередования нескольких партеногенетичних и одного типичного полового поколения и с изменением растений-хозяев, на которых равнокрылые живут. К этому ряду относятся тли, червецы, цикады. Попелицям свойственна гетерогонія, поскольку многие из них являются опасными вредителями растений: кровяная тля - вредитель яблонь, виноградная филлоксера, калифорнийская щитовка (червец) и т.п. Цикады значительно крупнее фоне (иногда до 5 см) и обычно имеют крылья (как самцы, так и самки).

Много цикад - вредители сельскохозяйственных растений, они также способны переносить некоторые вирусные заболевания этих растений. Личинки цикад живут в почве, повреждают корни деревьев и кустов. Самцы цикад образуют своеобразные звуки - стрекотание.

Ряд Вши. У вшей нет крыльев, ротовой аппарат колючей типа. Они проходят неполное превращение. Паразиты млекопитающих - эктопаразиты. Выделения слюнных желез насекомых препятствует свертыванию крови. Вши - очень специализированные паразиты, живут только на одном или на немногих близких видах животных. На человеке паразитируют головная вошь, платяной вошь и плошиця (лобковая вошь). Если плошиця не представляет опасности как переносчик заболеваний, то два других вида переносят такие опасные заболевания (особенно платяной), как сыпной тиф, возвратный тиф и др. Всего известно 150 видов вшей.

Ряд Напівтвердокрилі, или Клопы. Ряд включает почти 4000 видов. Передние крылья насекомых наполовину твердые, до свободных концов перепончатые, задние крылья тонкие, прозрачные. Клопы имеют колюще-сосущий ротовой аппарат. Они проходят неполное превращение. С биологической точки зрения эта группа насекомых неоднородная. Наряду с наземными формами, которые живут в лесной подстилке, почве и на растениях, есть виды, перешедшие к жизни в воде (гладыш, водяной скорпион). Среди клопов есть хищные формы, травоядные, встречаются паразиты, которые питаются кровью животных и человека (клоп - блощица). Клопы-черепашки (вредная черепашка сосет листья, а затем и колосья злаков) наносят вред различным полевым, садовым и огородным растениям. Постельный клоп своими укусами нарушает нормальный сон человека.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники работают с рисунками на с. 99, 100, знакомясь с особенностями развития и разнообразием насекомых с неполным превращением.

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 1-2 на стр. 102.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 34-37].

V.Самостійна работа учащихся

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 101, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 24, ответить на вопросы 3-5 после параграфа на с. 102. Пользуясь тетрадью [2], подготовиться к лабораторной работе № 6 «Изучение приспособления во внешнем строении насекомых к среде обитания».

В тетради [3, с. 34-37] выполнить задание.