Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

 

УРОК № 22

 

Тема. Класс Паукообразные.

Цель: ознакомить учащихся с общей характеристикой класса Паукообразные.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяют иллюстрировать особенности строения и жизнедеятельности представителей класса Паукообразные.

Базовые понятия и термины: класс Паукообразные,

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

 

И. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопрос

Убирая в квартире, вы, вероятно, снимали со стен паутину, потому что она нам мешает, придает квартире заброшенного вида. Как вы думаете, а для чего она нужна самим паукам?Рассказ учителя с элементами беседы

1. Общая характеристика класса Паукообразные

Пауки, как правило, не вызывают симпатии у школьников. А между прочим, это одна из интереснейших групп членистоногих. Предложите ученикам внимательно присмотреться к паукообразных, больше о них узнать. Расскажите о науке арахнологію.

Арахнологія (от греч. аrасhne - паук и logos - учение) - отрасль зоологии, изучающая паукообразных. Изучение паукообразных, как одной из древнейших групп животных, важное для познания истории животного мира, в первую очередь - эволюции членистоногих. Известно более 35 тысяч видов паукообразных. Особенно широко распространены и богатые видами пауков (более 20 тысяч видов) и клещи (более 10 тысяч).

К класса Паукообразные относятся сухопутные животные, за исключением некоторых групп, вторично перешли к существованию в воде. Представителями класса являются пауки, сінокосці, скорпионы, клещи.

В паукообразных верхней эти ар хітинізований, кутикулы содержат восковидные и жироподобные вещества, резко уменьшают потерю влаги организмом. Тело паукообразных чаще всего расчленено на головогрудь, имеющие конечности, и безноге брюшко. Усики отсутствуют.

На головогрудях расположено шесть пар конечностей, из них две пары - ротовые конечности, что чаще всего участвуют в захвате пищи. Первая пара - хелицери - имеет вид клешней (у скорпионов, сінокосців), крючков (у пауков) или режущих стилетов (у клещей). У многих паукообразных на вершине хелицер открывается проток ядовитой железы. Вторая пара - членистые ногощупальця. Остальные четыре пары - типичные ходильных конечностей с ноготками на конце. На брюшке конечности отсутствуют. В некоторых паукообразных гомологами брюшных конечностей являются паутинные бородавки. В пауков они располагаются по бокам от анального отверстия в виде трех пар бугорков, пронизанных многочисленными трубчатыми протоками, которые отходят от разнотипных паутинных желез брюшка. Выделяемая ими паутина - белковая жидкость, которая застывает на воздухе в виде тонких нитей.

Паукообразные - преимущественно хищные животные. Большинству из них присуще пищеварения вне организма. С помощью секрета ядовитой железы они убивают добычу, а затем в тело жертвы вводят еще и секреты пищеварительных желез. Затем жидкую еду напівперетравлену они всасывают мускулистой глоткой, что действует как насос.

Органы дыхания у паукообразных - легочные мешки (у скорпионов), трахеи (у клещей и сінокосців) или и те и другие вместе (у пауков). Легкие представляют собой листовидные складки, напоминающие страницы книги, в полость которых заходит гемолімфа, и через их тонкую хитиновую стенку происходит газообмен. Трахеи - это тонкие кутикулярні разветвленные трубочки, которые непосредственно подходят к разным органов. Через их стенки происходит газообмен.

Органы выделения у паукообразных - мальпигиевы сосуды.

Органы чутье разнообразные: простые глаза, органы обоняния, вкуса, осязания, химического чувства.

Все паукообразные раздельнополые. Оплодотворение внутреннее, развитие прямое (кроме клещей, имеющих личинкову стадию).

Огромное значение в жизни пауков паутина имеет. Сплетая паутинные нити с помощью гребенчатых ноготков в прочную паутину, пауки строят из нее убежище и ловчие сетки, яйцевий кокон, а также укрывают в ней неокрепшую молодежь. На паутине теплыми днями расселяются молодые паучки.

2. Особенности жизнедеятельности паукообразных

Пауки производят паутину в паутинных железах, которые находятся на заднем конце брюшка. Способность выделять паутину обеспечивает паукам высокую выживаемость в природе: благодаря решетке из паутины они ловят добычу, делают коконы, защищают яйца от неблагоприятных воздействий, быстро бегают.

Пауки - хищники. Они питаются главным образом насекомыми и другими мелкими членистоногими. В пойманную добычу паук впрыскивает ядовитую жидкость, которая убивает жертву и действует как пищеварительный сок. Примерно через час паук высасывает все содержимое добычи при помощи сосательного желудка.

В жарких районах (в Средней Азии, на Кавказе, в Крыму) живут довольно крупные паукообразные - скорпионы. В отличие от пауков, они имеют длинное членистое брюшко. Добычу скорпионы ловят и удерживают ного щупальцами, на которых развитые клешни. На последнем членике брюшка у скорпионов есть жало с протоками, что идут от ядовитых желез. Жалом они ранят добычу, впрыскивают в нее яд, а затем поедают ее.

3. Разнообразие паукообразных

Как вы думаете, что бы произошло, если бы на планете вдруг исчезли все паукообразные животные?

Выслушав ответы школьников, можно поговорить о разнообразие паукообразных, а затем сделать вывод об их значении в природе.

Паукообразных животных на земле достаточно много, просто мы не всегда обращаем на них внимание.

Пауков-хрестовиків можно распознать по гладким шаровидным брюшком, на спинной стороне которого видны рисунок в виде креста. В жилых помещениях, сараях живет обычный домовый паук. Его сетка имеет вид гамака. В прудах, заводях рек живет паук-серебрянка, что устраивает себе жилье в воде в виде небольшого колокола, наполняя его пузырьками воздуха.

Крупнейший паук - паук-птицеед. Его длина достигает 15 см, и он способен нападать на мелких птиц и грызунов.

Скорпионы крупные хищники (до 15 см длиной), напоминающие внешним видом, речного рака и имеют клішневидну вторая пара ротовых конечностей. Брюшко вытянутое и подвижное. В позе угрозы скорпион заносит его над головой и втыкает ядовитую иглу, расположенную на конце последнего сегмента брюшка, в тело жертвы, удерживая ее клешнями. Питаясь насекомыми, пауки и скорпионы снижают численность вредителей. Сами они, в свою очередь, служат пищей для мелких ящериц, птиц и млекопитающих.

Клещи - мелкие, в том числе микроскопические, наземные членистоногие. Немало их есть паразитами животных и растений. Для клещей характерно слияние отделов тела. Ротовые конечности у паразитических форм видоизменены в колющий хоботок, с помощью которого клещи проникают в тело хозяина. Так, мелкие паутинные клещи высасывают соки из листьев картофеля, малины, земляники, огурцов. Амбарные клещи - вредители зерна и муки. Чесоточный свербун просверливает ходы в коже человека и вызывает мучительную болезнь - чесотку. Сотни видов клещей - паразиты птиц и млекопитающих.

Немало видов клещей являются переносчиками возбудителей различных заболеваний человека и животных.

4.Значення паукообразных

Большинство пауков уничтожает мух, чем приносит большую пользу человеку. Немало видов почвенных клещей участвуют в почвообразовании. Пауками питаются многие видов птиц.

Есть немало паукообразных, которые наносят большой вред здоровью человека, промышленным и домашним животным. Из пауков особенно опасен каракурт, живущий в Средней Азии, на Кавказе и в Крыму. От его яда часто гибнут лошади и верблюды. Опасной для человека яд скорпиона. Место укуса краснеет и опухает, появляются тошнота и судороги. Оказать необходимую помощь пострадавшему способен исключительно врач.

Большое вред причиняют чесоточные свербуни. Они могут попасть в кожу животных и человека, прогрызая в ней ходы. Из отложенных самкой яиц появляются молодые клещи, которые выходят на поверхность кожи и прогрызают новые ходы. У человека они поселяются обычно между пальцами рук.

Самая опасная болезнь, распространяемая кровососущими клещами, - таежный энцефалит. Переносчик ее возбудителей - таежный клещ.

Упиваясь в кожу человека, он заносит в кровь возбудителей энцефалита, которые затем проникают в головной мозг. Здесь они размножаются и поражают его.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники работают с рисунками на с. 92, 93, знакомясь с внешней и внутренней строением паукообразных.

Потом они читают текст «Класс Паукообразные - обитатели суши» на с. 92, 93 и отвечают на вопрос 1 на с. 95.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 32-33].

V.Самостійна работа учащихся

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 95,, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 22, ответить на вопросы 2-6 после параграфа на с. 95.

В тетради [3, с. 32-33] выполнить задание.