РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 3. КРОВЬ И ЛИМФА
УРОК 23. Иммунные реакции организма
Образовательная цель: сформировать у учащихся понятие
о иммунные реакции организма, аллергию, аллергены, иммунную систему, ее эволюцию.
Показать губительное действие радиации, ядохимикатов на иммунную систему.
Основные понятия и термины: аллергены,
аллергия, СПИД.
Оборудование: плакаты по экологии.
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация опорных знаний.
1. Кроссворд «Иммунитет»
1. Белок, обезвреживает действие всех
микроорганизмов и токсичных веществ.
2. Иммунитет, который обеспечивают
белки крови (антитела, интерферон).
3. Немецкий ученый, который разработал теорию
гуморального иммунитета.
4. Белки, вырабатываемые
лейкоцитами и действуют против определенного возбудителя болезни.
2. Дописать и объяснить схему:
II. Мотивации учебной деятельности.
На протяжении веков человечество сталкивалось с
такими проблемами, как многочисленные инфекционные болезни, аллергии, рак. Последнее
время появились проблемы Спида и трансплантации органов.
- Что объединяет эти проблемы?
- Существует зависимость между состоянием
иммунитета и состоянием окружающей среды?
III. Изучение
нового материала.
1. Основные этапы становления
иммунологии. (Сообщения учащихся.)
2. Организация иммунной системы.
Эволюция иммунной системы. (Рассказ учителя с элементами беседы).
3. Функциональные нарушения иммунной
системы. (Сообщения учащихся).
4. Иммунные реакции организма. Аллергия
и иммунитет. (Рассказ учителя.)
Развитие аллергической реакции,
предотвращения развития аллергии.
5. Инфекции и иммунитет. (Работа в
малых творческих группах.)
Назовите болезни, связанные с
инфекциями:
I группа - кишечные инфекции.
II группа - кровяные инфекции.
III группа - инфекции внешних
покровов.
IV группа - инфекции дыхательных
путей.
Беседа:
- По каким признакам мы определяем,
что болезнь является инфекционной?
- Что является причиной инфекционных болезней?
- Какими способами могут
передаваться инфекционные болезни?
- Какие основные меры предотвращения
инфекциям?
6. Иммунодефицит. Врожденный и
приобретенный иммунодефицит, СПИД. (Рассказ учителя.)
7. Иммунная система и экология.
Вредное влияние на иммунную систему радиации, выбросов автомобильных газов,
ядохимикатов. (Рассказ учителя с элементами беседы.)
Иммунитет - это функция иммуно-компетентных
клеток. Норма - 6-8 тыс. лейкоцитов в 1 мм3 крови, из них 30% - иммуно-компетентные
клетки. 1986 p., после аварии на ЧАЭС, у многих
молодых людей количество лейкоцитов снизилось до 4-6 тыс. в 1 мм3
крови.
К чему это могло привести?
8. Рак и иммунитет. Аутоиммунные
болезни. (Объяснение учителя).
9. Нейрогуморальные механизмы
регуляции деятельности иммуно-компетентных клеток. (Объяснение учителя.)
IV. Закрепление изученного материала.
Дайте ответы на вопросы:
- Почему для пасечника пчелиные укусы
являются безопасными?
- Можно сделать человека выносливым
до укусов ядовитых змей?
- Что вызывает аллергию?
V. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника.