Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 3. КРОВЬ И ЛИМФА

 

УРОК 23. Иммунные реакции организма

 

Образовательная цель: сформировать у учащихся понятие о иммунные реакции организма, аллергию, аллергены, иммунную систему, ее эволюцию. Показать губительное действие радиации, ядохимикатов на иммунную систему.

Основные понятия и термины: аллергены, аллергия, СПИД.

Оборудование: плакаты по экологии.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний.

1. Кроссворд «Иммунитет»

1. Белок, обезвреживает действие всех микроорганизмов и токсичных веществ.

2. Иммунитет, который обеспечивают белки крови (антитела, интерферон).

3. Немецкий ученый, который разработал теорию гуморального иммунитета.

4. Белки, вырабатываемые лейкоцитами и действуют против определенного возбудителя болезни.

2. Дописать и объяснить схему:

 

II. Мотивации учебной деятельности.

На протяжении веков человечество сталкивалось с такими проблемами, как многочисленные инфекционные болезни, аллергии, рак. Последнее время появились проблемы Спида и трансплантации органов.

- Что объединяет эти проблемы?

- Существует зависимость между состоянием иммунитета и состоянием окружающей среды?

III. Изучение нового материала.

1. Основные этапы становления иммунологии. (Сообщения учащихся.)

2. Организация иммунной системы. Эволюция иммунной системы. (Рассказ учителя с элементами беседы).

3. Функциональные нарушения иммунной системы. (Сообщения учащихся).

4. Иммунные реакции организма. Аллергия и иммунитет. (Рассказ учителя.)

Развитие аллергической реакции, предотвращения развития аллергии.

5. Инфекции и иммунитет. (Работа в малых творческих группах.)

Назовите болезни, связанные с инфекциями:

I группа - кишечные инфекции.

II группа - кровяные инфекции.

III группа - инфекции внешних покровов.

IV группа - инфекции дыхательных путей.

Беседа:

- По каким признакам мы определяем, что болезнь является инфекционной?

- Что является причиной инфекционных болезней?

- Какими способами могут передаваться инфекционные болезни?

- Какие основные меры предотвращения инфекциям?

6. Иммунодефицит. Врожденный и приобретенный иммунодефицит, СПИД. (Рассказ учителя.)

7. Иммунная система и экология. Вредное влияние на иммунную систему радиации, выбросов автомобильных газов, ядохимикатов. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

Иммунитет - это функция иммуно-компетентных клеток. Норма - 6-8 тыс. лейкоцитов в 1 мм3 крови, из них 30% - иммуно-компетентные клетки. 1986 p., после аварии на ЧАЭС, у многих молодых людей количество лейкоцитов снизилось до 4-6 тыс. в 1 мм3 крови.

К чему это могло привести?

8. Рак и иммунитет. Аутоиммунные болезни. (Объяснение учителя).

9. Нейрогуморальные механизмы регуляции деятельности иммуно-компетентных клеток. (Объяснение учителя.)

IV. Закрепление изученного материала.

Дайте ответы на вопросы:

- Почему для пасечника пчелиные укусы являются безопасными?

- Можно сделать человека выносливым до укусов ядовитых змей?

- Что вызывает аллергию?

V. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.