Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Стилистика украинского языка

Стиль речи и культура вещание

 

Наличие стилей языка в современных литературных языках, в том числе и в украинской, является одним из самых весомых показателей их высокого развития, прогресса, полноценного функционирования. Объем и богатство каждого стиля определяются объемом и состоянием развития той сферы жизнь, которую обслуживает язык в параметрах определенного стиля с его своеобразными языковым средствами. Например, нормативными считаются обе формы давального падежа единственного числа (директору и директору, секретарю и секретарю), но стилистически более оправданными, типично украинскими формы с флексией-ове, -еве, -еве (Андрею, пор. Андрею). Самая большая вариантность слов и предложений прослеживается в разговорно-бытовом стиле, маленькая, почти нулевая, - в официально-деловом стиле, который, по словам американского языковеда Леонарда Блумфильда (1887-1949), «имеет в своей основе научный характер и в то же время сталкивается с повседневным жизнью ».

Система стилей в современных развитых языках в целом однотипна. Это объясняется однотипностью или общностью окружающих позамовних реалий, предметов и явлений действительности, в которых вершится жизнь народов мира. Речь в пределах определенного стиля обеспечивает самое совершенное из всех взглядов выражения человеческих мыслей и чувств по определенной конкретной, частично повторяющейся или близкой к ней речевой ситуации.

Любой стиль, кроме эпистолярного, имеет две формы реализации, два проявления - письменный и устный. Обе формы различаются, с одной стороны, неодинаковой функциональной направленности, а с другой - некоторыми чисто техническими признаками.

Самую главную социальную и собственно языковую сущность стиля русский лингвист Лев Щерба (1880-1944) видел в выполняемых стилем функциях. Они действительно очень важны, однако не могут служить первоисточником стиля, основой его бытия. Каждый стиль языка сформирован из совокупности только ему присущих языковых признаков, стилетвірних средств - лексических, фразеологических и грамматических. Без них ни один из стилей не смог бы демонстрировать литературный язык в ее определенном, но типично своеобразном проявлении.

Речь - это постоянный творческий ситуативный процесс. Им охватывается вся жизнь как отдельной личности, так и жизнь народа, человечества. Те ситуации, при которых реализуется речи, является и фактом индивидуальным, физиологически-психическим, умственным, то есть особым проявлением организма человека, и фактом социальным, который определяется самой жизнью говорящих.

Вещание в пределах отдельного стиля удовлетворяет определенные конкретные коммуникативные потребности всего этноса (народа) и отдельного лица. Собственно языковые ресурсы стиля - это его стилетвірні средства, которые всегда дополняются средствами нестилетвірними, загальномовними, благодаря чему вещания в рамках отдельного стиля полноценно выполняет определенный комплекс специализированных коммуникативных функций.

Языковой стиль - категория в первую очередь лингвистическая. Ее реализация всегда требует соответствующего отбора и конструирование, использование определенного комплекса своеобразных языковых единиц.

Учение о стилях языка является одной из главных частей всей теории и практики стилистики как особого лингвистического учения.

К основным принципам выделение стилей языка относятся:

- лексико-грамматический принцип. Он предусматривает учет своеобразной семантики, морфемного, морфологического и синтаксического оформления речевых единиц, которыми формируется своеобразие речевого проявления каждого отдельного стиля;

- функциональный принцип. За ним во внимание принимают характер и сущность речи (говорение и писания) в рамках отдельного стиля, его коммуникативную цель и сферу проявления: быт, дипломатический или бытовой диспут, устный выступление на собрании, лекция в студенческой аудитории, официальная разговор начальника и подчиненного, оформление определенного официального документа, начертание технического проекта и др.

Именно своеобразие коммуникативной цели устного или письменного высказывания обусловливает отбор языковых единиц и способ их сочетание, при котором определенная конкретная коммуникативная цель приобретает найдоцільнішої реализации.

Стиль языка предоставляет речи более или менее внятной своеобразия, окраски, лексико-грамматической индивидуальности. Современные литературные языки обслуживают все сферы жизни. Каждый из стилей речи формируется неодинаковым использованием языковых средств. Одни из них определенно или в определенной степени нейтральные, другие - книжные, еще другие - эмоционально снижены или окрашенные положительной почуттєвістю. Это требует от говорящих умение пользоваться языком с максимальной целесообразностью.

Все інтралінгвістичне (внутрішньомовне) в отдельном стиле зависит от екстралінгвістичного (позаказного, социального). В каждом стиле своеобразно селекціонуються, сочетаются, используются элементы общенародной литературного языка, при этом испытывают определенные структурные и лексико-фразеологических изменений.

В стилях языка наибольшей степени проявляется дифференциация развитого литературного языка. При различных жизненных ситуаций (разговор на бытовую тему, написание научной статьи по химии или публицистического очерка, заметки - информации в газеты и т.д.) говорящие неодинаково пользуются языком.

Стилистика изучает также становление и эволюцию стилей во всей языковой системе с целью понимания их состояния и задач в различные периоды их развития. Стилистически благое вещание - это его наивысший эталон, совершенный образец. Каждый говорит и пишет заметно по-другому, несколько индивидуально: один - логично, четко, второй - изысканно, третий - образно, четвертый - небрежно, невнятно, даже неряшливо. От умения выражаться стилистически зависит достижение каждый раз щонайбільших коммуникативных позитивов речи, избежания в нем логично-стилистических несуразностей. Представим себе, что кто-нибудь спросит: Ты по какому вопросу смеешься? Высказанное вопрос вполне нормативное с точки зрения грамматического (морфологического и синтаксического), однако алогичное, следовательно, и нестилістичне.

Наиболее полное овладение стилистикой языка и речи - дело особенно сложное. Нередко в речи случаются недочеты, стилистически неудачные формулировки мыслей, напр.: Научный стиль имеет своей задачей... (хотя ни один стиль задач не имеет) или Деловой стиль обслуживает общественные отношения людей... (вместо: Речь в ее деловом стиле обслуживает...), или Художественный стиль имеет эстетически-информативную коммуникативную функцию (вместо Речи в его художественном стиле способно выражать щонайрізноманітніші информативно-эстетические функции) и др.

Итак, стилистическая культура речи - это самый совершенный проявление умственно-речевой культуры каждого говорящего.