Стиль речи и культура
вещание
Наличие стилей языка в
современных литературных языках, в том числе и в украинской, является одним из самых весомых
показателей их высокого развития, прогресса, полноценного функционирования. Объем и
богатство каждого стиля определяются объемом и состоянием развития той сферы
жизнь, которую обслуживает язык в параметрах определенного стиля с его своеобразными языковым
средствами. Например, нормативными считаются обе формы давального падежа
единственного числа (директору и директору, секретарю и секретарю), но стилистически
более оправданными, типично украинскими формы с флексией-ове, -еве, -еве
(Андрею, пор. Андрею). Самая большая вариантность слов и предложений прослеживается в
разговорно-бытовом стиле, маленькая, почти нулевая, - в официально-деловом стиле,
который, по словам американского языковеда Леонарда Блумфильда (1887-1949),
«имеет в своей основе научный характер и в то же время сталкивается с повседневным
жизнью ».
Система стилей в
современных развитых языках в целом однотипна. Это объясняется однотипностью или
общностью окружающих позамовних реалий, предметов и явлений действительности, в которых
вершится жизнь народов мира. Речь в пределах определенного стиля обеспечивает
самое совершенное из всех взглядов выражения человеческих мыслей и чувств по определенной
конкретной, частично повторяющейся или близкой к ней речевой ситуации.
Любой стиль, кроме
эпистолярного, имеет две формы реализации, два проявления - письменный и устный. Обе
формы различаются, с одной стороны, неодинаковой функциональной направленности, а
с другой - некоторыми чисто техническими признаками.
Самую главную социальную и
собственно языковую сущность стиля русский лингвист Лев Щерба (1880-1944) видел в
выполняемых стилем функциях. Они действительно очень важны, однако не могут
служить первоисточником стиля, основой его бытия. Каждый стиль языка сформирован
из совокупности только ему присущих языковых признаков, стилетвірних средств -
лексических, фразеологических и грамматических. Без них ни один из стилей не смог бы
демонстрировать литературный язык в ее определенном, но типично своеобразном проявлении.
Речь - это постоянный
творческий ситуативный процесс. Им охватывается вся жизнь как отдельной личности, так и
жизнь народа, человечества. Те ситуации, при которых реализуется речи, является и фактом
индивидуальным, физиологически-психическим, умственным, то есть особым проявлением организма
человека, и фактом социальным, который определяется самой жизнью говорящих.
Вещание в пределах
отдельного стиля удовлетворяет определенные конкретные коммуникативные потребности всего этноса
(народа) и отдельного лица. Собственно языковые ресурсы стиля - это его стилетвірні
средства, которые всегда дополняются средствами нестилетвірними, загальномовними,
благодаря чему вещания в рамках отдельного стиля полноценно выполняет определенный комплекс
специализированных коммуникативных функций.
Языковой стиль - категория
в первую очередь лингвистическая. Ее реализация всегда требует соответствующего отбора и
конструирование, использование определенного комплекса своеобразных языковых единиц.
Учение о стилях языка является
одной из главных частей всей теории и практики стилистики как особого
лингвистического учения.
К основным принципам
выделение стилей языка относятся:
-
лексико-грамматический принцип. Он предусматривает учет своеобразной семантики,
морфемного, морфологического и синтаксического оформления речевых единиц, которыми
формируется своеобразие речевого проявления каждого отдельного стиля;
- функциональный
принцип. За ним во внимание принимают характер и сущность речи (говорение и
писания) в рамках отдельного стиля, его коммуникативную цель и сферу проявления: быт,
дипломатический или бытовой диспут, устный выступление на собрании, лекция в
студенческой аудитории, официальная разговор начальника и подчиненного, оформление
определенного официального документа, начертание технического проекта и др.
Именно своеобразие
коммуникативной цели устного или письменного высказывания обусловливает отбор языковых единиц и
способ их сочетание, при котором определенная конкретная коммуникативная цель приобретает
найдоцільнішої реализации.
Стиль языка предоставляет
речи более или менее внятной своеобразия, окраски,
лексико-грамматической индивидуальности. Современные литературные языки обслуживают все
сферы жизни. Каждый из стилей речи формируется неодинаковым использованием
языковых средств. Одни из них определенно или в определенной степени нейтральные, другие - книжные,
еще другие - эмоционально снижены или окрашенные положительной почуттєвістю. Это требует
от говорящих умение пользоваться языком с максимальной целесообразностью.
Все інтралінгвістичне
(внутрішньомовне) в отдельном стиле зависит от екстралінгвістичного
(позаказного, социального). В каждом стиле своеобразно селекціонуються, сочетаются,
используются элементы общенародной литературного языка, при этом
испытывают определенные структурные и лексико-фразеологических изменений.
В стилях языка наибольшей
степени проявляется дифференциация развитого литературного языка. При различных
жизненных ситуаций (разговор на бытовую тему, написание научной статьи по химии
или публицистического очерка, заметки - информации в газеты и т.д.) говорящие
неодинаково пользуются языком.
Стилистика изучает также
становление и эволюцию стилей во всей языковой системе с целью понимания их
состояния и задач в различные периоды их развития. Стилистически благое вещание
- это его наивысший эталон, совершенный образец. Каждый говорит и пишет заметно
по-другому, несколько индивидуально: один - логично, четко, второй - изысканно, третий
- образно, четвертый - небрежно, невнятно, даже неряшливо. От умения
выражаться стилистически зависит достижение каждый раз щонайбільших
коммуникативных позитивов речи, избежания в нем логично-стилистических
несуразностей. Представим себе, что кто-нибудь спросит: Ты по какому вопросу смеешься?
Высказанное вопрос вполне нормативное с точки зрения грамматического (морфологического и
синтаксического), однако алогичное, следовательно, и нестилістичне.
Наиболее полное овладение
стилистикой языка и речи - дело особенно сложное. Нередко в речи
случаются недочеты, стилистически неудачные формулировки мыслей, напр.:
Научный стиль имеет своей задачей... (хотя ни один стиль задач не имеет) или
Деловой стиль обслуживает общественные отношения людей... (вместо: Речь в ее
деловом стиле обслуживает...), или Художественный стиль имеет эстетически-информативную
коммуникативную функцию (вместо Речи в его художественном стиле способно
выражать щонайрізноманітніші информативно-эстетические функции) и др.
Итак, стилистическая
культура речи - это самый совершенный проявление умственно-речевой культуры
каждого говорящего.