КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНАЯ - особая способность человека, благодаря которой она адаптируется в обществе, содержится в структурах его социальной организации, обеспечивает себе статусное продвижение и реализацию своего деятельностного потенциала, интеграции в сообщество. Принципами К. с. является система знаний, профессиональный и жизненный опыт, общий культурный уровень личности, ее умение социально самоопределяться (см. Социальное самоопределение), то есть осваивать социальный опыт, достигать адекватных своим потенціям статусов и позиций, демонстрировать соответствующее поведение.
К. с. приобретается в процессе социализации индивида и накопления им опыта взаимодействий, сосуществования в обществе, социальных группах, организациях, ин-тах. Особый связь Л. с. прослеживается в процессе общения людей, когда "производятся и реализуются наиболее изощренные, совершенные формы и уровни. Поэтому для изучения внутренних особенностей и понимания сути Л. с. важное значение имеют феноменол., бихевиористский, етнометодол. и др.. подходы в мікросоціології, раскрывающие специфику інтерсуб'єктивного мира повседневной жизни, которое выступает как особая сфера приобретения и развертывания Л.с. Скажем, концепция символ, інтеракціоніста Джорджа Мида относительно стадийности становления человеческой самости показывает, как процесс социализации вооружает индивида средствами и механизмами усвоения сусп. опыта, социальных отношений, адаптации к среде и вырабатывает в нем способность восприятия "узаг. других", взаимодействия с ними.
Учение А. Шюца о структуре социального мира и его типизация ее конструктах обыденного мышления людей тоже дает основания говорить о том, что К. с. основывается на принципах индивидуального опыта и ограничивается ее горизонтами смыслов и значений обыденного мира. Однако Л. с. охватывает также и те сферы человеческой жизнедеятельности, формируясь и реализуясь на их основе, которые выходят за пределы будней ("жизненного мира"), то есть она проявляется везде, где действует и взаимодействует ее носитель.
Понятие К. с. впервые в отечественной социологии разработал и ввел в наук, обиход В. Н. Николаевский (дис. "Социальная культура молодых ученых и инженеров (соціол. анализ)", 1986, науч. рук. проф. О. О. Якуба). Он интерпретировал Л. с. как особенную черту "социальности индивида", способ освоения им социального опыта, требований и задач, которые выдвигает и ставит перед индивидом общество, как готовность индивида мобилизовать резервы своей активности, чтобы увеличить собственную отдачу, взнос в общую казну сусп. достижений.
Как и другие формы культуры индивида, Л. с. помогает ему воспроизводить весь комплекс внутренних и внешних качеств, характеристик, которым он обязан своей возможностью жить в обществе, поддерживать равновесие с ним и во взаимодействиях с многочисленными социальными группами и индивидами. Поскольку К. с. приобретается, то ее может быть "больше" или "меньше" в людях, она может совершенствоваться или деградировать. Более того, некоторые индивиды при определенных обстоятельствах даже теряют ее, опускаясь на социальное "дно". Невозможно переоценить роль и значение К. с. в переходном, социально не определенном обществе, где она может выступать как стабилизирующим, так и дестабилизирующим фактором человеческого поведения,
Понятие Л. с., как и явление, обозначаемое им, требует развертывания соответствующих исследований и анализа.