Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - уровень профессионального мастерства, наук, достижений социологов страны или школы, которым определяется и гарантируется стандарт качества соціол, исследований, надежность их результатов, авторских выводов и прогнозов, а также авторитет и имидж социологов и социологии в обществе. Понятие "Л.с." - многозначно и может отображать этот феномен относительно различных носителей: отдельного индивида - социолога, группы социологов, опыты, соціол. центра, социологов страны, мира. Наконец, оно может употребляться и для обозначения К. с. общества. Понятно, К. с. является производной от многих факторов, но в их совокупности следует выделить две группы: те, что связаны с деятельностью самих социологов, и те, что корнями своими заглубленные в общество, которое нуждается в социальной информации, использует ее и так или иначе уважает и именно социальное знание в его соціол, интерпретации, и добытчика этого знания.

Безусловно, среди факторов первой группы решающее значение имеют те из них, которые непосредственно определяют уровень профессиональной подготовки, компетентности и мастерства социологов: образование, квалификация, опыт досліди. практики, методол. сознание, наук, честность, функционирования профессиональных организаций и др. Без сомнения, прежде всего сами социологи собственной деятельностью создают свою профессиональную культуру и свой имидж в обществе. И здесь действуют прямые зависимости: высокий уровень профессиональной деятельности - высокий уровень Л.с,, низкий уровень деятельности - низкий уровень этой культуры. Но и последняя путем обратного действия влияет на профессиональную деятельность социологов, повышая или снижая ее уровень.

Однако какого бы уровня К. с. мы не взяли, все же она вряд ли возможна без определенных наук, стандартов, которых придерживается или должен придерживаться основная масса социологов в своей профессиональной деятельности. Соблюдение стандарта - одна из решающих условий Л.с и ее показатель. Стандарт задает нормативные, наук., функциональные и другие критерии исследований и их оценок, устанавливает элементарные требования к инструментарию, документации, публикаций. Словом, без соблюдения стандартов непременно снижается уровень профессиональной культуры социологов, а соціол. наука оказывается перед опасностью увеличения внутреннего хаоса, потери многих качественных характеристик. Поэтому без опоры на стандарт, стремление социолога не только соблюдать, но и совершенствовать его о К. с. не может быть и речи.

Сегодня в укр. социологии наблюдаются противоречивые процессы, связанные с ролью и значением стандарта в иссл. практике. С появлением новых соціол. центров, различных досл. фондов, фирм, других структур последняя значительно урізноманітнилась, став более оперативной. Одновременно эта же практика демонстрирует снижение роли наук, стандарта хотя бы по тем причинам, что в нее вмешиваются непрофессиональные исследователи, а указанные иссл. структуры нередко проводят не соціол. наук, исследования, а демоскопічні обследования общественного мнения, выдавая их за подобные исследования. Дело зашло так далеко, что практикуются исследования без программ (только по рабочим планом или по упрощенной программе), когда даже проблема, что обследуется, не фиксируется на наук, уровне, а берется "напрямую" - как ее воспринимает заказчик или сам исследователь.

Не достаточно надежный стандарт соціол. труда свидетельствуют прогнозные ошибки, которые допускаются опыты, центры, особенно во время избирательных кампаний, когда значительно возрастают динамика общественного мнения, изменения массовых настроений и ориентаций. И уже на отсутствие какого-либо стандарта указывают многочисленные соціол. публикации в прессе, в которых зачастую нет и намека на все то, чем определяется степень доверия к исследования и исследователей (объем выборки, способ отбора респондентов, методы проведения опроса, размеры погрешности и т.п.).

Учитывая это соціол. учреждениям, центрам, уч. заведениям, профессиональным организациям социологов нужно вести последовательную активную борьбу за жесткую стандартизацию в социологии, налаживание такой системы оценок, квалификации исследований, которая бы исключала возможность дилетантизма и попыток выдавать результаты случайных опросов за профессиональные, наук, исследования.

Итак, о К. с. должны заботиться прежде всего сами социологи, что является, кстати, одним из требований к их профессионального долга и его составляющих. Видимо, послужил бы им в этом и "цеховой" кодекс, который нужно создать. В свое время, за советы. суток, эта работа проводилась (см.:"Профессиональный кодекс социолога. Постановлениє Правления CCA об утверждении Профессионального кодекса социолога и учреждения Совета по профессиональной этике при Правлении ССА. // Социол. исследования. 1988. № 5. С. 95 - 98). Прекращение этой работы началось принятием профессионального кодекса САУ.

Однако Л. с. содержит в себе еще и такие составляющие, которые зависят напрямую не от социологов, а от общества, в котором живут и действуют эти специалисты - исследователи, а также функционирует наука социология. Поэтому, как уже говорилось, явление Л. с. распространяется и на общество, что фиксируется термином "К. с. общества".

В целом Л. с. общества отражает характер его реакций на потребности в особой социальной науке, способной поставлять ему конкретную информацию о социальные процессы и явления, будить и обогащать его интеллект, рационально обосновывать социальную творчество, обеспечивать принятие необходимых решений субъектом управления. К. с. общества - это отражение степени распространения в нем соціол. мышления и соціол. информации, его уважения к соціол. знания и деятельности социолога, готовности воспользоваться его рекомендаций в практике решения тех или иных проблем. К. с. общества - это отражение также состояния институциализации в нем соціол. науки, образования и обеспечения жизни и профессиональной деятельности социологов под общ. признанными стандартами.

Наконец, К. с. характеризуется также и моральными факторами, обобщаются терминами "профессиональная мораль", "профессиональная честь" социологов. Безусловно, этот аспект Л. с. своеобразный, потому что он связан с чисто человеческими и гражданскими чертами социологов как членов того или иного общества и носителей социального престижа ученого и науки в целом. Не может достичь высокой Л. с. социолог с низким уровнем профессиональной чести, человечности, нравственности.

Следовательно, К. с. является, с одной стороны, результатом профессиональной деятельности социологов, а с другой - фактором, что обеспечивает определенный уровень престижа соціол. науки и труда социолога в обществе.