Основы философских знаний
Раздел шестой РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ В УКРАИНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1. История религий и церквей в Украине
Украинская греко-католическая церковь.
Украинская греко-католическая церковь берет начало с 1596 года, Брестского церковного собора, который провозгласил о соединении Православной церкви с римско-католической церковью. За объединение церкви выступали 6 из 8 епархий (Киевская, Владимиро-Волынская, Турово-Пинская, Луцкая, Холмская и Полоцка) с митрополитом Киевским как головой почти 15 монастырей, а между ними такой известный центр монашеской жизни как Видубоцький монастырь. Сам Собор в Бресте проведен как насильственную акцию, которая заставила большинство православных украинских епископов перейти в унию. Украинский народ, до того единственный за верой, разделены на православных и униатов. Уния с Римом дала возможность в условиях латинизации и полонизации сохранить восточный (православный) обряд. Это чрезвычайно важно.
Украинская греко-католическая церковь стала народной церковью и вызвала пробуждение национального сознания украинцев, выступала средством защиты языка и самобытности нации. Однако произошло это не сразу, потребовались годы и годы, чтобы в водовороте тех событий греко-католическая церковь утвердилась. В связи с этим господствующие круги Речи Посполитой, сначала способствовали распространению унии, сами не верили в ее самодостаточность, пытались использовать унию как своеобразное переходное состояние, чистилище для православных, чтобы облегчить их обращения в католицизм. Процесс развития Униатской церкви продолжался до конца XVII - начала XVIII вв. Часто полон откровенной борьбы между униатами и православными. Так, происходило в Луцкой епархии. Несколькими годами после смерти ее наставника Кирилла Терлецкого, одного из инициаторов унии, епархия вернулась к православию, которое после обновления в 1620 году православной иерархии быстро укрепляло свои позиции при активной поддержке украинского казачества. Хотя на епархию предназначались униатские епископы, все же реальной власти длительный период не имели, поскольку унии здесь держались лишь около 100 приходов и 6 монастырей. В 1646 году о присоединении к унии объявила Мукачевская епархия на Закарпатье. Большая Перемойская епархия, выступала против объединения православной и католической церквей с Брестского собора, перешла в унию 1692 года вместе со своими 1500 церквями и более 1 млн. верующих. Наконец, в 1700 году официально перешла на униатскую и Львовская епархия, тоже в течение века сохраняла верность православию. Итак, униатская церковь объединила все епархии на Правобережье, западноукраинских землях и Закарпатье, в 1720 году в Замостье (Холмщина) состоялся первый Поместный Собор, который определил организационную структуру церкви, укрепил внутреннюю дисциплину, упорядочил ее обрядность. В сфере обрядности Собор значительно уступил западной христианской традиции, в частности признав догмат о филиокве и введя в богослужебной практике формулу происхождения Святого Духа от Бога-Отца и от Бога - Сына.
После раздела Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией (почти все униатские епархии оказались на землях, подвластных Российской империи. Царское правительство приложил недюжинные усилия, чтобы присоединить эти епархии к Русской православной церкви, как это было века назад с православной церковью в Украине. Переломным стал 1795 год. Под руководством специально созданной комиссии Синодом Русская православная церковь убеждала, а часто угрожали, заставляла униатских священников переходить в православие и наворачивать своих прихожан. В первой трети XIX в. в Луцкой и Брестской епархии насчитывалось примерно 1340 епархий с 2 тыс. священнослужителей, 1,5 млн. верующих, 40 монастырей. Но их присоединен к Русской православной церкви в 1839 году. Продолжала существовать только отдельная Холмская епархия, расположенная на землях Царства Польского автономной единицы в составе Российской империи, подпала под власть патриарха Московского и всея Руси.
Положение униатской церкви на землях, подчиненных Австрийской империи, оказалось значительно лучшим. Впоследствии сюда переходит центр ее деятельности. Австрийское правительство проводило по отношению к католической и униатской церквей политику рівнорядності. Чтобы отличить одну от другой, все чаще стали употреблять название «греко-католическая». В 1807 году папской буллой установлено Галицкую митрополию с правами Киевской униатской митрополии. В XIX ст. Галицкая митрополия расцвела. В рамках национально-освободительного движения на западных и на восточноукраинских землях в ней все заметнее становилась тенденция возвращения к старым обрядовых форм. Наибольший рост и полная украинизация греко-католической церкви приходится на период, когда Андрей Шептицкий был митрополитом. Накануне Второй мировой войны (1939 - 1945) Галицкая митрополия состояла из трех епархий: Львовской архиепископии, епископств Перемышльского и Станиславского. Идейно и фактически к ней принадлежала создана в 1934 году. Апостольская адміністратура Лемковщины. Епархии делились на деканаты, приходы. На Закарпатье действовали Мукачевская и Пряшевская епархии, отдельная Керижевацька епархия создана еще в конце XVIII в. на территории Югославии для удовлетворения религиозных потребностей 40 тыс. украинцев - униатов, которые переселились туда из Западной Украины.
После освобождения от фашистской оккупации и установления Советской власти на западноукраинских землях, сразу же началось уничтожение униатской церкви. Существующий режим справедливо опасался ее как символа национальной независимости Украины, усматривал главного противника духовного влияния на местное население. В марте 1946 года в Львове 216 священников, деканов, представителей клира, 19 мирян, насильно согнанных на Собор после ареста верхушки униатского духовенства, объявили о разрыве Брестской церковной унии и «возвращение» к православной церкви Московского патриархата. Греко-католическая церковь в Украине вынуждена уйти в подполье, стать «катакомбной».
Вместе с тем, многие из последователей Украинской греко-католической церкви убрали вида криптоуніатів, то есть скрытых сторонников греко-католицизма, посещали православные храмы, но сохраняли специфическую униатскую ментальность и настаивали на традиционных для себя богослужебных и обрядовых формах. Все интенсивнее стали занимать епархии Русской православной церкви в Центральной, Восточной и Южной Украине и за ее пределами.