Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел шестой
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ В УКРАИНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1. История религий и церквей в Украине

История протестантизма в Украине.

Историю протестантизма в Украине условно разделяют на несколько волн, что приходились на разные периоды.

Первая волна. Протестантизм проникает в Украину уже через несколько десятилетий после формирования в странах Западной Европы на территорию Польского королевства (как части союзного государства Польши и Литвы - Речи Посполитой). В самой Польше сторонниками Реформации церкви выступали с чисто экономических и политических соображений. В отличие от Западной Европы, протестантизм в Украине лишен поддержки широких масс, которые в большинстве своем враждебно относились к нововірства как чужого народной традиции, как «веры господ», что часто вводилась насильственным путем. Существовало два основных пути занесения новых религиозных идей до Украины: обучение благородного и даже мещанского юношества за границей, миссионерская пропаганда через проповедь, соответствующую литературу, организацию протестантских общин при поддержке какого-нибудь шляхтича или влиятельного и состоятельного купца, ремесленника, мещанина. Первыми организационно оформленными протестантскими течениями в Украине стали лютеранство и, особенно, кальвинизм, возникшие в 30 - 40 годах XVI ст. Известно, что в 1539 году в Вильно (современный Вильнюс) открывается школа при тамошней лютеранской общине. Период наибольших успехов протестантизма этой «первой волны» пришелся на 60 - 80 годы XVI в., когда на всех украинских землях действовало только до 500 кальвинистских (реформатских) общин. Тогда же протестантизм объективно способствовал национально-культурному подъему Украины через развитие образования, науки, книгопечатания, утверждение самодостаточности родного языка, пропаганде веротерпимости и свободы совести.

Вторая половина XVII - начало XVIII вв. - период наибольших потерь протестантизма в Украине. Это вызвано прежде всего разрушением, постоянными военными действиями на украинской земле, упадком экономической и культурной жизни. Из западноукраинских земель в протестантизм велся наступление со стороны Римско-католической церкви, что смогла восстановить господствующие позиции в Речи Посполитой. Из восточноукраинских земель протестантизм відтіснявся Русской православной церковью, которая в 80-х годах XVII в. подчинила себе православную церковь в Украине. Не удивительно, что в первой половине XVIII в. преимущественно на западноукраинских землях оставалось фактически около 20 лютеранских и реформатских объединений.

Вторая волна протестантизма в Украине началась со второй половины XVIII ст. Центр деятельности переходит с правого берега Днепра на левый. Протестантизм теряет преимущественно «западноукраинский» характер и становится фактором религиозной истории всей Украины. Тогда же ряды украинских протестантов пополнили десятки тысяч семей иностранных переселенцев, которых правительство пригласило для хозяйственного освоения южнорусских земель, отвоеванных у Крымского ханства и Турции. Со второй половины XIX в. в Украину, где формировался индустриальный район горнодобывающей и машиностроительной промышленности, начали приглашать и иностранных инженеров, значительная часть которых тоже исповедовала различные направления протестантизма. Поселенцы и инженеры не только существенно способствовали развитию народного хозяйства Украины, но и распространяли свою веру среди тысяч украинских рабочих, которые работали на их немалых земельных наделах, или под их руководством на заводах и шахтах. Протестантские организации действовали на началах самоуправления и контролировались властью Российской империи. Отношение российского правительства к протестантам строилось на принципе полной веротерпимости. Постоянно существовала лишь запрет на свободную проповедь своего учения среди «лиц другого исповедания» (читай - православных), и некоторые ограничения касались смешанных браков. До 1917 года протестанты составляли 3 % населения Российской империи (пятое место среди других конфессий). Благоприятную политическую среду привело к созданию у протестантов разветвленной церковной организации. Наибольшим размахом отмечалась деятельность окончательно конституированной Евангелическо-лютеранской церкви, в состав которой входили и украинские лютеране.

Третья волна протестантизма на территории Украины в конце XIX - первой трети XX в. связана с распространением новых протестантских течений: баптизма, адвентизма, впоследствии пятидесятничества, а также возобновлением деятельности лютеранских и кальвинистских объединений на западноукраинских землях. От начала существования течения протестантизма преследованиям. Русская православная церковь видела в их взглядах близость к одной из запрещенных ересей. А царское правительство вообще сначала объявил баптизм «одной из самых опасных сект». Легального статуса секты приобрели после знаменитого манифеста Николая II «О даровании населению незыблемых основ гражданской свободы на началах реальной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов» (17 октября 1905 года). Не было в новых протестантских течениях взаимопонимание между собой. Не существовало согласия между ними и традиционными протестантскими признаниями (лютеранство и кальвинизм). Основная причина то, что ряды каждого из направлений пополнялись из одного и того же среды.

Официальной датой основания баптизма в Украине считается 1867 год. В 70 - 80 годах XIX в. подготовлен предыдущими протестантскими влияниями баптизм распространялся во многих населенных пунктах Левобережной и Южной Украины. В начале 80 p. XIX в. первая группа украинцев - баптистов сформировалась в Западной Украине.

Во всей Украине тогда же насчитывалось 20 тыс. баптистов. С 90 годов XIX в. начался процесс формирования идейно-догматической системы, выработки норм в нутри и позарелігійного жизни. Первое послереволюционное десятилетие сами духовные руководители баптизма называют «золотым десятилетием». Занята борьбой с Русской православной церковью, Советская власть не слишком занималась делами других конфессий. Поэтому тогда наблюдался быстрый рост и распространение баптистских общин, создание ими коллективных хозяйств, коммун и кооперативов, организации Баптистской союза молодежи (Бапсомолу). В Мелитопольском районе Бапсомол объединял, кстати, 90 % молодежи. В мае 1921 году состоялся II Всеукраинский съезд баптистов, который провозгласил создание Всеукраинского союза баптистов. Позже союз вошел в состав всесоюзного объединения. До Всеукраинского союза на федеративных началах входили другие региональные союзы. Всеукраинский союз возглавляло правление, состоявшее из 12 пресвитеров и имело несколько отделов. Старший пресвитер руководил деятельностью общин на территории определенной области. Хотя каждая община имела свою церковную раду, все же была обязана выполнять решения старшего пресвитера, а через него - центрального провода. Высшим законодательным органом братства считался съезд, который избирал правление и утверждал программу работы в міжз'їздівський период. В Украине издавался журнал «Баптист Украины». По баптистским статистике 30-х годов XX ст., на западноукраинских землях действовало 23 общины Союза славянских баптистов, которые насчитывали около 4 тыс. верующих. Союз владел 19 молитвенными домами, арендовал 42 залы для собраний, имел 37 детских и юношеских кружков, 65 воскресных школ, издавал газеты и журналы. В августе 1928 года был создан первый национальный очаг баптизма - Союз украинских евангельских христиан - баптистов.

В России сформировалась еще одно течение баптизма - євангелъсъке христианство. В 70 годы XIX в. в великосветских петербургских салонах под влиянием проповедей англичанина Гренвілла Редстока. Однако очень быстро евангельская проповедь потеряла влияние на социальную верхушку и обратилась к широких слоев населения. В 1880 году в Харькове образовалась первая община евангельских христиан. Общины евангельских христиан существовали также в Западной Украине. В 1920 году конституируется Союз славянских собрания евангельских христиан в Польше, в который вошли поляки, украинцы, русские, чехи, которые жили в Западной Украине. В 1933 году это объединение евангельских христиан значительнее всего на западно-украинских, белорусских и восточно-польских землях, насчитывало 66 общин.

Зарождения адвентизма в Украине (преимущественно в виде адвентистов седьмого дня) связано с деятельностью европейских центров адвентизма, прежде всего в Гамбурге. Здесь во второй половине XIX в. создано Международное трактатне общество, распространявшее адвентистську литературу, а также библейская школа, где готовились миссионеры для работы в Восточной Европе. В Украине первые группы адвентистов возникали в местах наибольшего сосредоточения немецких колоний. В середине 80-х годов XX в. миссионер Луи Конради стал пресвитером первой общины адвентистов в колонии Бердубулат (теперь с. Привольное) в Крыму. Если в 1924 году официальная статистика насчитывала 11500 адвентистов, то в конце 30-х годов почти 25 тысяч верующих. Вместе с членами семей адвентисты имели влияние на 40 тысяч населения Украины. Адвентизм распространен и в Западной Украине.

Первые шаги пятидесятничества на Украине связаны с именем Ивана Воропаева, который в 1921 году приехал в Одессу из Северной Америки, где несколько лет находился в эмиграции, начал активно проповедовать новый протестантский направление среди баптистов, адвентистов и православных, обернув в новую веру многих сторонников. В 1922 году в Одессе открылась первая пятидесятническая община, члены которой развернули миссионерскую деятельность, путешествуя по всей Украине. В 1926 году создается Всеукраинский союз христиан евангельской веры (ХЕВ), который объединил 350 общин и 17 тыс. верующих. С 1928 года начал выходить журнал «Евангелист». Однако сформировать церковную структуру в Украине п'ятидесятникам до Второй мировой войны не удалось. В 20 - ЗО годы на Волыни и в Галичине, опять-таки благодаря проповідницьким усилиям зарубежных миссионерских центров, сформировалась еще одна пятидесятническая течение - христиан веры евангельской. В 1929 году состоялся Первый съезд пятидесятников Восточной Польши, Западной Беларуси и Западной Украины, где принято решение о создании собрания Союза христиан веры евангельской с центром в Лодзи.

В 20 - 30 годах на Украину возвращается лютеранство и кальвинизм, это объясняется тем, что события Первой мировой войны, революции в России и Европе, развитие в Западной Украине национально-освободительного движения и активизация национально-культурной деятельности многочисленных общественных, кооперативных, образовательных, научных организаций - обусловило общее политическое и духовное развитие украинского населения региона, разнообразия религиозной жизни. Польские власти до середины 30-х годов XX в. достаточно терпимо относилась к религиозных движений вне официальной Римско-католической церковью. Наконец, вновь созданные украинские лютеранские и кальвинистские общины опирались на материальную, моральную, организационную поддержку украинских емігрантськріх церквей в США и Канаде, помощь протестантских объединений Западной Европы.

В 1922 году создается в Западной Украине первая украинская реформаторская община. В начале 30-х годов существовало уже несколько десятков общин, в том числе во Львове, Коломые, Станиславе, объединяя в своих рядах 1,5 тыс. украинцев - кальвинистов. В 1931 году в Молодятині проходил первый съезд украинских кальвинистов, а позже на конференции в Коломне, решен вопрос объединения в Союз украинских евангельско-реформированных общин). В его состав входило 68 религиозных ячеек с 2760 взрослыми верующими. Признаком кальвинистского движения в Западной Украине стало обретение им выразительных национальных черт. Недаром вся устная и печатная пропаганда, проповедь и культ велись только на родном украинском языке.

В 30-е годы все протестантские течения независимо от их территориального расположения и направлений деятельности постигла одинаковая судьба: руководителей общин и активных верующих высланы в Сибирь, замучены в тюрьмах или лагерях, некоторым повезло эмигрировать. В период смягчения политики режима в религиозном вопросе и до конца 80-х годов функционирования протестантской конфессии происходило, по сути, на двух уровнях: первый - официальный, или легальный; (охоплювались общины, приняли законодательство, зарегистрированные в органах власти). Второй - неофициальный или нелегальный. Сюда входили часть лидеров и верующих общин христиан - баптистов, пятидесятников, адвенстистів-реформістів. их деятельность объявлена противозаконной. Кроме незарегистрированных организаций, действовали меньшие секты и даже просто группы из нескольких десятков верующих определенной напіввизначеної конфессиональной ориентации. Существенного влияния на общую религиозную ситуацию в Украине и развитие протестантизма такие общины не имели. Центром официального протестантизма стал Союз евангельских христиан - баптистов (создан в 1944 году и до 1963 года объединил в своих рядах основные протестантские течения). Союз строился на федеративных принципах, то есть отдельные очаги имели право на местные, региональные, республиканские образования. Однако подчинялись единому центру - Всесоюзном совете евангельских христиан - баптистов в Москве.