Основы философских знаний
Раздел шестой РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ВТОРАЯ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ: БУДДИЗМ, ХРИСТИАНСТВО, ИСЛАМ
3. Ислам
Ислам - самая молодая мировая религия. По данным всемирной исламской лиги, на начало XXI в. в разных странах насчитывалось более 900 млн. последователей ислама. Мусульмане живут в более 120 странах мира. В 35 странах мусульмане составляют 95 - 99 % населения, в 13 государствах - влиятельное меньшинство, в 28 странах ислам является государственной религией (Иран, Пакистан, Мавритания и др.).
Ислам возник в начале VII в. в юго-западной части Аравийского полуострова в период распада родоплеменного строя и формирования там центрального государства. Одним из основателей религии является Мухаммед (570 - 632 гг.), который 610 года объявил себя посланником единого Бога.
Срок ислам в переводе с арабского означает покорность, а того, кто принял эту религию, называют преданным (с араб.: мусульманин). Отсюда - второе название религии: мусульманство. В Европе ее называют еще магометанство (от измененного имени Мухаммед - Магомет).
Из Аравии ислам распространился на соседние страны Среднего Востока, Египет, Северную Африку, Индию, Индонезию, Среднюю и Малую Азию, Закавказье, Европу. В настоящее время ислам является самой распространенной после христианства религией в мире. Как и все религии, ислам имеет несколько течений, наиболее распространенными из которых является суннитская и шиитская, отличающихся друг от друга некоторыми догматами и обрядами. Основные определения ислама изложены в святой книге мусульман - Коране (в переводе с араб, значит чтение). Написан Коран в VII в., но в течение длительного периода в него вносились дополнения и изменения. Вторым после Корана источником веры мусульман-суннитов является Сунна (араб.: поведение, пример). В Коране и Сунне наряду с религиозными догматами и преданиями о всесилии Аллаха есть разные моральные поучения, изложены принципы взаимоотношений с другими народами, отношение к женщине, к собственности и т.д. Положения Корана и Сунны легли в основу феодального мусульманского права - шариата, в котором четко выявлено суть ислама.
Ислам как вероучение имеет особенности:
- вера в одного бога Аллаха и посланников - Мухаммада и Али. Аллах - один, неотделим и единственный. Дополняют Аллаха пророки, ангелы, демоны, которые также почитаются как боги;
- почитание священного писания (Корана), в котором рассказывается о сотворении мира, страшный суд, есть ворожбитські заклинания, мифы, стародавньоарабський фольклор, сказания о пророках, указания, которые регулируют общественные и семейные отношения. Коран создавался почти 100 лет, завершено в VIII в.;
- почитание священного писания (Сунны) - свод сказаний о деяниях, поступках Мухаммеда, высказывания по разным поводам, автобиография. Сунна является основой фикха - мусульманского правоведения и шариата - свода мусульман;
- ежедневная пятикратная молитва (намаз): на рассвете, в обед, в три часа дня, при закате солнца и перед наступлением ночи. В современном исламе есть двух - и одноразовая молитвы - намазы. Перед намазом - ритуальное омовение (водой или песком);
- уплата налога (закят); в древнем исламе - в пользу бедных (чем ислам завоевал симпатии угнетенных), а сейчас - на пользу мусульманского духовенства. Закят дополняется садаком - добровольным пожертвованиям;
- соблюдение поста (уразу). В течение девятого месяца (рамазан) по лунному календарю (год месячный короче солнечного на 11 дней) мусульманин от рассвета и до наступления темноты не ест и не пьет, а с наступлением ночи и до рассвета может есть и пить. Сейчас это требование упрощенно. Духовенство не требует строгого соблюдения поста от людей, которые работают на производстве, в сельскохозяйственных местностях, беременных женщин и некоторых других категорий верующих;
- хождение на молитвы в Мекку (хаджж) - покаяние в грехах и приобщения к святым;
- священная война с неверными (джихад, или газават). С давних времен этот элемент исламского символа веры насаждал ненависть и вражду среди верующих разных религий. Сейчас этот догмат не выдвигается, умалчивается, но духовенство обращается к нему в зависимости от политической ситуации.
В исламе большую роль играет сложная религиозная обрядность. Мусульманин должен пять раз в день совершить молитву, придерживаться религиозных праздников, постов, обрядов и обычаев, совершать паломничество. Тридцатидневный пост месяца рамазана относится к обрядовых обычаев, которые существовали в древней Аравии до ислама. Вероятно, что по давности пестилися в самый жаркий летний месяц. Отсюда, наверное, и название месяца «рамазан» (по араб. - рамадан), который происходит от арабских слов рамадхар, что значит жара, изнурительный время. Лето в Аравии, особенно конец, самый тяжелый период года в хозяйстве, когда запасы продуктов заканчивались, а нещадно палящее солнце выжигало подножный корм для скота. Это заставляло древних арабов ограничивать себя в еде и переносить значительную часть хозяйственных дел на более прохладную часть суток - вечер и ночь. Тогда же древние арабы, которые верили в добрых и злых духов и богов, устраивали молитвы о ниспослании дождя, чтобы задобрить их. Не спавши первую часть ночи, молились своим богам и духам и, ожидая дождя, объявляли запрет на принятие пищи и питья в течение дня. Следовательно, требования мусульманского поста месяца рамазана - ничего не есть и не пить с раннего утра до наступления темноты, не вдыхать никаких благовоний, не купаться и т.д. - в основном повторяют доисламские обычаи, которые определяли прежде всего особенности хозяйственной жизни древних арабов.
Праздник Ураза розговин, окончание поста, который взимается в первый день следующего за рамазаном месяца - шавалля. Праздник (длится три дня) верующий должен, согласно правилам ислама, отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание в случае нарушения и заплатить так называемое «почищення праздника перерыва» - фитр-садака.
Праздник жертвоприношения (курбан-байрам) отмечается через 70 дней после окончания уразы. Центральным ритуальным действием курбан-байрама является принесение кровавой жертвы (преимущественно барана или верблюда). Тогда же совершаются паломничества (хаджж) в Мекку (Аравия). В дни курбан-байрама для жертвоприношений забивали лучший скот. В этот праздник, по шариату, овца и коза могут быть заколоты за «грехи» одного человека, корова и бык - по семеро, а верблюд - за десятерых. За исламом, жертвоприношение, необходимое для того, чтобы попасть в рай. Попасть в рай можно только миновав Сират-мост, перекинутый над адом. Мост тоньше женского волоса, острее за лезвие, саблю и горячий от огня. При входе на Сират-мост стоят верблюды, коровы, бараны, заколотый верующими на курбан-байрам. На них верующие и переедут через Сират - мост. Тот, кто не приносил жертвы, самостоятельно не сможет удержаться на мосту и упадет в ад.
Мирадж (праздник вознесения или «путешествие пророка на небо») отмечается по лунному календарю в месяц реджеб. Мирадж (реджеб-байрам) установлен в раннем средневековье, когда после закрепления власти халифов в Палестине в исламе был привит культ Иерусалима (Аль-Кудс) и его «святых» мест. Для этого использовано легенду, по которой в 27 ночь месяца реджебу пророк Мухаммед, поднятый с постели ангелом Джебраилом, совершил на белой фантастической существу - Бураке (от араб, «блестящий», молния) прогулку в Иерусалим и оттуда на семь небес к престолу Аллаха. Здесь он якобы говорил с Аллахом, сказав при этом 99000 слов. Однако все это произошло так быстро, что, вернувшись, Мухаммед убедился в том, что кровать его было еще теплое, а из опрокинутого им ковша не успела вытечь вода! Для «обобщения» этой чудесной легенды мусульманское богословие произвольно толковало один из стихов Корана, где говорится о путешествия к отдаленной мечети, которая находилась в Иерусалиме. Позже в стене одного из храмов Иерусалима было «розшукане» кольцо, к которому якобы Мухаммед привязывал Бурака во время своего ночного путешествия. В легендах о мирадж есть немало общего с преданиями других религий о необычных «путешествия» или вознесение богов и святых, а также о чудесной «совещание» Бога со своими посланниками - пророками (похожие иудейские мифы о совещании Бога с Моисеем на горе Синай, разговоры с божеством Ильи - пророка, который поднялся на гору, христианские предания о вознесении Иисуса Христа и т.д).
Маулюд («день рождения пророка») отмечается мусульманами по лунному календарю в месяц раби-аль-авваль. Как и мирадж, маулюд установлен произвольно, гораздо позже «событий», положенных в его основу. Известно, что мусульманские легенды о Мухаммеде многое повторяют из переводов других религий. Интересно, что ранние мусульманские богословы подробно рассказывают о понедельник, когда родился Мухаммед, и чудеса, связанные с таким событием, но умалчивают или спорят друг с другом относительно, когда конкретно был тот понедельник. Впоследствии понедельник отнесено до 12 числа месяца раби-аль-авваля (рабіі).
Ритуальное обрезание (суннет) в исламе принадлежит к установлений, заимствованных из культов древней Аравии. Возник этот обряд в первобытном обществе как один из праздничных обрядов, которым знаменовался переход юношу старшей возрастной группы рода. Подобные мученические обряды (не только обрезание, но и выбивания зубов и другие телесные повреждения), связанные с испытанием мужества юношей, существовали у древних арабов, африканцев, австралийцев и других народов в эпоху первобытнообщинного развития. В исламе, как и в иудаизме, обряд обрезания получил новое объяснение. Обрезание является внутренним признаком религиозной принадлежности и самим этим служит відособленню мусульман от людей других верований, внушает верующим фанатичную идею мусульманской исключительности.
Шахсей-вахсей (ашура) - траурные религиозные церемонии у мусульман - шиитов, осуществляемые на десятый день месяца мухарраму. Согласно мусульманским преданиям, праздник установлен в честь мученического конца внука пророка Мухаммеда - шиитского имама Хусейна (VII в.). Исторические факты свидетельствуют, что смерть Хусейна не была мученической и «не выкупила человеческую свободу и право», как учат мусульманские проповедники. Хусейн умер в политической борьбе за власть. «Свобода и право» от этого не победили. Наоборот, сразу за смертью Хусейна люди, спровоцированные на восстания его сторонниками, были подвергнуты жестоким преследованиям. Однако властям не удалось уничтожить последователей Хусейна - шиитов. Действуя тайно, они продолжали добиваться политической власти. С этой целью шииты начали распространять переводы святость Хусейна, а в годовщину убийства устраивали траурные церемонии. Был выдвинут лозунг: «Месть за Хусейна». Крик, который сопровождает повествование о гибели Хусейна - «Шах Хусейн, вах Хусейн!» («Царь Хусейн, ах, Хусейн!»), - постепенно вошел в обрядовой траурной традиции и позже у европейцев стал синонимом названия ашуры, праздника шахсей-вахсей. VIII в. значительная часть сторонников Хусейна переселилась в Кум и начала распространять свое учение в Иране. К XVI ст., когда шиизм в Иране стал государственной религией, окончательно сложился культ Хусейна. День его смерти объявлен траурным, его празднования сопровождались религиозными обрядами.
Сейчас праздник шахсей-вахсей у шиитов осуществляется как собрание верующих в мечетях.
Ислам в Украине имеет давнюю историю. Массовое распространение ислама концентрируется преимущественно в Крыму, который был ісламізовано в эпоху Золотой Орды. В период Крымского ханства, до завоевания Россией, ислам имел все условия для развития. Так, в XVII в. только в Бахчисарае было 32 мечети, а на весь Крым действовали 23 медресе и 131 мекгеб (школа начального образования). В дальнейшем мусульманство испытывало притеснения со стороны светской и духовной власти империи. Подвергалось известных преследований татарское исламское население и в период Советов. Особенно это происходило в период депортации крымских татар. Сейчас возрождаются мусульманские громади. их на начало XXI в. в Украине было 181 и действуют в структуре трех объединений: Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ), Ассоциация независимого ДУМУ и ДУМ Крыма.