Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел шестой
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ВТОРАЯ
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ: БУДДИЗМ, ХРИСТИАНСТВО, ИСЛАМ
2. Христианство

При изучении второй по хронологии возникновения мировой религии христианство необходимо отметить, что по смыслу тесно связана с иудаизмом. Христианство зародилось в середине i в. н. э. в восточных провинциях Римской империи в период глубокого кризиса рабовладельческого строя. Внутренняя ситуация в империи отличалась напряженностью: постоянно шла борьба между рабами и свободными, богатыми и бедными, захватчиками и покоренными.

Поражение народных движений порождала настроения отчаяния, беззащитности, надежды на помощь сверхъестественных сил. Порожденное общим экономическим, политическим, интеллектуальным и нравственным распадом Римской империи христианство имело удовлетворить духовную потребность общества, которое уже не имело надежды на социальное освобождение. Вера в мессию, то есть в божественного спасителя, как основы христианской религии, значительно распространилось в восточных провинциях империи, где многочисленные проповедники возвещали о приходе справедливого строя.

Месіаністські взгляды особенно распространялись среди иудеев Палестины и Малой Азии в связи с Иудейской войной 73 - 66 лет до н. э. В иудаизме возникает секта євусеїв (євсеїв). В середине 40-х - начале 50-х годов XX в. на берегу Мертвого моря открыты остатки их поселений в Хирбет-Кумране, а также найдены рукописи, в одном из которых много внимания уделено «наставнику справедливости» - вероятно, основателю секты (существовала со II в. до н. э. до второй половины i в. н. э.). На основе рукописей можно сделать вывод, что євсеї, которые называли себя «сынами света», верили в какого-то Учителя праведности, который якобы наказан за свою проповедь. Об Учителе праведности говорили, что он является избранником божьим и что его преследовал какой-то нечестивый жрец. Через 40 лет после его казни, как считали кумраніти, он должен был вернуться для суда над всеми народами. Полностью возможно, что верования кумранітів стали одним из многих источников мифа о божественном спасителе, который реализовался в образе Иисуса Христа (с греч. - помазанник, мессия). Современные исследования не отрицают исторического существования основателя христианства, повествования о жизни и деятельности которого Евангелия создавались значительно позже его смерти.

За свой, хоть и пассивный, протест против порядков Римской империи сторонники христианства жестоко преследовались. Необходимо объяснить, что протест выражался исключительно в религиозных формах: надежда возлагалась на нашего Спасителя. И чем больше, мол, перетерпиш страданий, тем больше будет небесная компенсация. Такая идеология не только не была опасной для господствующих слоев, а наоборот, делала им большую услугу, воспитывая трудящихся в духе повиновения. Поэтому государство начало постепенно склоняться к христианству. В 312 году император Константин уравнял христианство в правах со всеми религиями империи; в 324 году провозгласил христианство государственной религией, а в 325 году созвал в городе Никее Первый церковный Собор, на котором фактически закрепил союз между государством и церковью. На Никейском Соборе под руководством Константина осуждено учение александрийского священника Ария, который отвергал божество и предвечное рождение Иисуса Христа и учил, что тот является лишь высшим творением божества. В Соборе участвовало 318 епископов, среди которых св. Николай, св. Афанасий Великий, что был тогда лишь дьяконом. Собор осудил и отверг ересь и, чтобы все христиане могли исповедовать единый Символ веры, принял первые 7 его членов. На Соборе установлены даты празднования Пасхи и приняты некоторые другие правила.

Второй Вселенский Собор был созван в 381 году в Константинополе в период правления императора Феодосия И, направленный против учения бывшего арианского епископа Македонии (IV ст.), который отрицал божество Святого Духа и учил, что тот не Бог, а лишь слугуючий Богу творение. В Соборе приняло участие 150 епископов под председательством Григория Богослова. На Соборе осуждены ереси и дополнен Символ веры (12 членов).

Третий Вселенский Собор проведено в 431 году в городе Эфес за императора Феодосия II был созван против учения константинопольского патриарха Нестория, что утверждал, будто дева Мария родила не Бога, а только человека, с которым божественная сущность слилась позже. Поэтому Нестор называл Иисуса Христа не Богом, а лишь богоносцем, а деву Марию - христородицею. Собор осудил ереси и окончательно утвердил Символ веры. В Соборе приняло участие 200 епископов.

Четвертый Вселенский Собор состоялся в 451 году в городе Халкидон. Созван против учения архимандрита Свтихія (V в.), что отвергал человеческую сущность Иисуса Христа. Это учение получило название монофизитство, а его последователи назывались монофизитами. На Соборе присутствуют 650 епископов. Собор осудил ереси и установил, что при воплощении (рождении) Иисуса божественное и человеческое соединилось в нем как в единственном лице (против Евтихия), неизменно (против Нестория), нераздельно (против Македонии).

Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году императором Юстинианом И. На Соборе присутствуют 165 епископов. Собор осудил несторианские сочинения учителей церкви Феодора, Феодорита Юрского и снова выступил против ересей Нестория и Евтихия.

Шестой Вселенский Собор проведено 680 году в Константинополе при императоре Константине Пагонаті. В нем принимали участие 170 епископов. Собор был созван против учения монофелитов, которые не признавали в Иисусе два естества - человеческое и божественное. Собор осудил ересь монофелитов, однако под их давлением следующий император Ираклий требовал от Собора отменить решение, прибегая даже к репрессиям. Через 11 лет Собор возобновил свою деятельность, собравшись в царских палатах, именуемых Трулльськими. Теперь решался вопрос церковного благочестия, повторяя пятый Собор. Поэтому в истории иногда называется пятый - шестым. Собор новые церковные правила, которые сложились в так называемый Номоканон, который стал основой церковного управления. На Соборе осуждены некоторые нововведения Римской Церкви, а именно: целибат священников, строгий пост в субботу перед Пасхой и изображение Христа в виде агнца.

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году в городе Никее. Приняли участие 367 епископов. Собор направлен против иконоборцев ереси, возникшей за 60 лет до Собора за императора Льва Хозара, который, желая приобщить мусульман в христианство, считал необходимым уничтожить иконы. Собор осудил иконоборчество, однако и после продолжалось гонение на иконы еще при трех императорах более 25 лет.

Поклонение святым иконам окончательно установлено уже на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году. На Соборе установлен праздник Торжества Православия.

Известно, что Римско - Католическая церковь признает более 20 вселенских соборов, включая в их состав более поздние соборы Западной церкви. Церковная организация окончательно сложилась VI вв; Император Юстиниан указом определил пять центров патріаршеств: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим. Каждому из них подчинялись соответствующие митрополии, а метрополиям - епископии. Создана четкая система церковных общин, которая в общих чертах напоминала провинциальный разделение империи, названных патріаршеств позже отделились автокефальные церкви, которые существуют и теперь.

Христианство даже при зарождении никогда не было единым по идеологии и организации. Возникало много разных течений, обусловленных социальными факторами. В 395 году Римская империя распалась на Западную и Восточную. Начался процесс раздела римской и константинопольской церквей, который завершился в 1054 году Западная церковь впоследствии получила название католической (с греч. - вселенский), а восточная - православной (с греч. - правовір'я). В XVI в. произошел еще один крупный церковный раскол, когда в Западной Европе в процессе Реформации от католицизма отделились протестантские церкви. Тогда в христианстве возникли три основные течения: православие, католицизм и протестантизм (лат. - то, что отрицает).

Православие (308 млн. верующих). В современном мире существуют 15 автокефальных (независимых, самостоятельных) церквей - Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Румынская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехии и Словакии, Американская. На середину 90-х годов во Вселенском православии существовали еще и 5 автономных церквей: Синайская, Финляндская, Японская, Крітська и Эстонский. Основу православного вероучения составляет Библия («Святое Писаніє»), Святой предание, Символ веры, утвержденный на первых двух Соборах 325 и 381 годах. Особого внимания церковь придает обращению неофитов, внутреннем пышному оформлению храмов, проведению богослужения, где важная роль принадлежит священнику. Православное духовенство делится на черное (монахи), что составляет высшие церковные чины, и белое - женатые приходские священники. Для православных верующих является очень важным посещение храмов, соблюдение постов, таинств, в которых «под видимым образом передается невидимая Благодать Божья», Православная церковь признает семь таинств: крещение, причащение, священство, исповедь, миропомазание, брак и елеосвящение. Церковные праздники своими названиями обязаны двенадцати месяцам года и относятся к так называемым большим праздникам, православная церковь отмечает торжественными богослужениями.

Праздник Рождество Христово «православная церковь относит к числу своих «двунадесятых праздников». Это одно из основных праздников христианства. Своим происхождением оно обязано евангельским сказаниям о странном рождении Иисуса Христа - сына Божьего и одновременно человека. Миф о рождении Христа своими источниками достигает в первобытные культовые действия. В Древнем Египте, например, 6 января праздновали день рождения бога воды, растительности, властителя загробного мира Осириса, а 25 декабря - день рождения древнего иранского бога Митры. Утверждаясь в разных странах, праздник рождества Христова вобрал в себя другие обряды и обычаи других религий, а также народных праздников, приобретая особые черты, не противоречили христианским догмам. В Киевскую Русь праздник пришел вместе с христианством в X в. и слилось с зимним древнеславянским праздником - святками. Главное значение в догматическом смысле святая церковь отводит учению о рождении Иисуса Христа, который появился для того, чтобы взять на себя человеческие грехи и указать путь к спасению.

Крещение Господне. Это праздник т одно из главных в христианстве. В писаниях, посвященных празднику Крещения, теологи отмечают, что праздник провозглашен в память исторического события - крещения Иисуса Христа в реке Иордан. Это событие описывается в Евангелиях. Сначала христианство, не знало обряда крещения. Об этом свидетельствует то, что в ранней христианской литературе нет никаких упоминаний о такой обряд, заимствованный христианством из древних культов. Окропление водой существовало во многих дохристианских религиях. Одухотворяя явления природы, далекие предки одухотворяли и воду - важный источник жизни человека. Вода утоляла жажду, освіжала человека, землю, пастбища, обеспечивала плодородие полей.

В дохристианских культах важное значение придавалось обряду очищения человека от любой скверны, нечисти за помощью воды. По древним верованиям, вода имела очищающую силу, очищала людей от нечистой силы, злых духов, которые могли навредить человеку. Отсюда и обычай окроплювати водой новорожденных.

О крещении впервые упоминается в христианской литературе конца I - начала II вв. Однако окончательно крещения закрепилось лишь во второй половине II в. Тогда же возникло и праздник Крещения, связано с крещением Иисуса Христа в Иордане. Праздник Крещения всегда очень торжественное.

Праздник Крещения имеет и второе название - Богоявление, провозглашенное, по словам церковников, как чествование странных событий. Якобы в период крещения Иисуса Христа в Иордане Бог - Отец свидетельствовал с неба, что это Его любимый Сын, и Бог - Дух святой сошел на Христа в голубиноподібному виде.

Главный обряд - освящение воды. ее святили в церкви и проруби. К проруби отправлялся крестный ход, в котором принимали участие духовенство, местная знать, верующие, отправляли торжественные молебны. Освящение воды в храмах и прорубях происходит и теперь.

Сретение. Этот праздник посвящен представлению родителями Иисуса Христа своего младенца Богу. Встреча произошла в иерусалимском храме на сороковой день после рождения Христа. Внедряя праздник Сретения, христианская церковь пыталась отвлечь народ от древних культов. Римляне в феврале праздновали очистки покаяния, придерживались поста, считая, что перед началом весенних полевых работ необходимо «очиститься от грехов» и нечистой силы соответствующими жертвоприношениями духам и богам. Главный очистительный обряд праздника приходится на 2 февраля, когда люди во главе со жрецами, вооружившись факелами, выгоняли из домов злых духов зимних холодов и болезней. Именно 2(15) февраля христианская церковь и основала праздник Сретения Господня, отсчитав от Рождества Христова (25 декабря) 40 дней, необходимых для очистки Марии. Сторонниками православия это праздник не признавалось. Только постепенно, путем утверждения религиозных представлений, православная церковь сумела предоставить Сретению значение праздника очищения. Его начали торжественно праздновать, сопровождая обязательным в тот день крестным ходом. В Украине этот праздник утвердилось, преимущественно, как церковное, в быту занимало незначительное место. В народном сознании Сретение знаменовало конец зимы и начало весны. В народе говорили: «На Сретение солнце на лето, а зима - на мороз»; «Зима с летом встречаются».

Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник имеет два названия: официально-церковную - Вход Господень в Иерусалим и бытовую - Вербное воскресенье. Вербное воскресенье - это преддверие так называемого страстной недели, который посвящается «упоминаниям о страданиях Христа». Праздник непосредственно примыкает к Пасхе и не имеет постоянной календарной даты. В православии принадлежит к числу «двунадесятых праздников». В основу праздника положено повествование о входе Иисуса Христа со своими учениками в Иерусалим, куда шел на страдания и смерть. Поход сопровождался творением чудес. За день до входа в

Иерусалим, в субботу, Иисус совершил одно из величайших чудес - оживил Лазаря, который был мертв уже четыре дня, а в воскресенье въехал в Иерусалим. Народ радостно встречал, бросая перед Сыном Божьим пальмовые ветви. О появлении Христа в иерусалимском храме рассказывает Евангелие. В Украине ритуальное значение пальмовых ветвей перенесено на ветви ивы распускаются на то время и, согласно народному поверью, защищают от злых духов.

Вознесение Господне. Создана евангелистами земная биография Иисуса Христа завершается описанием сцены вознесения воскресшего после казни Сына Божьего на небо. В честь такого события христианская церковь и установила одно из своих праздников. Отмечается праздник на сороковой день после Пасхи и поэтому не имеет постоянной даты. Основываясь на библейских повествованиях, христианские теологи уверяют, что воскресение Христа открывает праведникам путь к небу, к воскресению после смерти. В «Настольной книге священнослужителя» православной церкви записано: «Христос вознесся на небо, как первенец из мертвых, явив в своем Лице начало спокутуваної и возрождаемой им человеческой природы». Еще задолго до возникновения христианства мифы о вознесении на небеса людей, героев и богов были распространены среди многих народов. В дохристианской мифологии среди «вознесених на небеса» - греческий герой Геракл, основатель Рима Ромул, римский император Цезарь и его преемник Август, индуистский бог Кришна, финикийский бог Адонис, бог Митра, которого чествовали в Иране, Передней Азии, Индии и др. Христианство позаимствовало идею вознесения по верованиям финикийцев, иудеев и других народов. Внедренное вместе с христианством в Киевской Руси, праздник вознесения не имело значительного распространения в быту верующих и долго оставалось сугубо религиозным, церковным праздником.

Троица, или Пятидесятница. Это праздник, в православии также относится к числу «двунадесятых», установленное в память чудесного явления: на пятидесятый день после воскресения Христа на его учеников (апостолов сошел Святой Дух и они заговорили на разных языках, хотя до того их не знали.

Мифы о божественной Троице еще задолго до возникновения христианства существовали у древних вавилонян, египтян и других народов, верований которых христианство, которое формировалось, позаимствовало много представлений. Новозаветные повествования о Троице появились как следствие необходимости связать новую религию с легендами Ветхого завета. Поэтому в новозаветными книгах Христос является сыном древнееврейского бога Яхве, проявлением которого является Дух Святой, что олицетворяет единого Бога. В этом нашел свое фантастическое осмысление переход от политеизма к монотеизму.

Объясняя происхождение Христа от иудейского бога Ягве, христианское духовенство позаимствовало и другие иудейские праздники, среди них и Пятидесятницу. Последнее возникло у древних евреев в связи с переходом к земледелию и посвящалось завершению жатвы, которые длились семь седмин, то есть семь недель. Сначала, в период многобожия, это праздник конца жатвы имело своим обрядовым назначением жертвоприношения хлеба нового урожая местным полевым духам и божествам как подавцям урожая и хозяевам земли. Христианство придало празднику седмиц или Пятидесятницы, собственного специфического обоснования и содержания.

В Украине праздник Троицы еще раз претерпело изменений. Здесь праздник Троицы слился с местным праздником первобытных славян - семиком (другое название «Зеленые святки») - и позаимствовало у него бытовой смысл. Древние славяне связывали семик с завершением весенних работ. Его цель - улещання духов растительности в ответственный период цветения и кошения трав и хлебов. В православии праздник Троицы связан с помином душ умерших родственников (так называемая поминальная суббота).

Спас. В основу праздника положено евангельскую легенду о чудесное преображение Христа: в конце своего земного бытия основатель христианства привел своих учеников на гору и во время молитвы «превратился»: «вид лица его изменился», «одежда его стал белым, блестящим, а голос с неба подтвердил его божественное происхождение».

Воздвижение. Праздник Воздвижения Креста Господня - один из важнейших праздников, посвященных культу креста - символа христианской веры. С крестом церковь связывает несколько мифических событий. Об одной из них священники всегда вспоминают в праздничных проповедях. По преданию, римский император Константин, который разрешил свободное исповедание христианства, еще будучи «язычником», перед одной из самых больших битв имел чудесное видение: на небе словно появился озаренный крест с надписью: «Им побеждай!» Той ночью, по церковной легенде, императору явился во сне сам «Сын Божий» Иисус Христос и посоветовал взять в битву флаг с изображением креста. Константин сделал все, как велел Христос. Кроме того, он приказал своим легионерам нарисовать знак креста на щитах. В битве Константин одержал победу и, как уверяют церковные историки, с тех пор уверовал в чудодейственную силу креста.

Богородичные праздники. Помимо праздников в честь Христа и божественной Троицы, христианская церковь установила праздники в честь Божьей матери - Богородицы. Это: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Первой и Второй Пречистой, Покрова (первые четыре причисляют к «двунадесятых» праздников) и много праздников в честь ее «чудотворных» икон. В почитании девы Марии - Богородицы имеющиеся следы почитания древними народами богини земли. На создание образа христианской Богородицы значительное влияние оказали представления древних египтян о богине Ісиду. В христианских произведениях Богородица изображается в виде «царицы небесной», крылатой небожительницы, «окутанной в солнце». На голове у нее - венок из двенадцати звезд. Древнеегипетская богиня Исида также изображалась небесной царицей, также родила, по учению древней религии, божественного сына - «спасителя» Гора. Подобная христианская Богородица и к богине сирийцев и финикиян - Астарты. Древние народы поклонялись таким богиням, считая их божествами плодородия земли, скота, заступницями земледелия. Такими свойствами наделена и Богоматерь христианства.

Миф о «непорочном зачатии» церковь заимствовала также с древних, дохристианских религий. Религиозные мифы Древнего Востока, непорочно рождаются от непорочных матерей иранский Митра, индуистский Будда, стародавньоіранський Заратустра. Именно эти мифы легли в основу создания христианской легенды о «непорочное зачатие самой девы Марии и Христа (православная церковь догмат о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной не признает).

Праздник Рождества Богородицы (Вторая Пречистая) церковь связывает с древними земледельческими осенними праздниками на завершение уборки урожая. В день праздника служители культа с особым вдохновением рассказывают верующим, что Божия матерь является «большой праведницей», помощницей и заступницей людей, покровительницей сельского хозяйства, что, «родив Христа», сделала первый шаг к «вечному спасению» людей.

Праздник Введения во храм Богородицы, по учению христианской церкви, связано с передачей трехлетней Марии на воспитание в иерусалимский храм.

Благовещение - праздник, имеющий содержанием рассказ о получении Марией сообщение от архангела Гавриила, что она родит от «Святого Духа». На Украине это праздник церковью связывалось с началом весенних полевых работ («рукоположение» семена и т.д.) и приметами о будущем урожае.

Праздник Успения церковь отмечает как день памяти Богоматери. Много в церковном толковании праздника напоминает стародавньосірійське сказание о смерти Кибелы - богини плодородия. На Украине праздник Успения слилось со стародавньослов'янським языческим праздником сбора урожая и приношение хлеба и плодов в жертву духам за «содействие» новому урожаю.

Большим праздником православной церкви, посвященным культу Богоматери, является праздник Покрова Богородицы не связано с «земной жизнью» девы Марии, а установлен в память чудесного явления Богородицы, что якобы произошло в 910 году во Влахернском храме Богородицы в Константинополе. Во время ночного богослужения юродивый Андрей, причисленный позже к святым, видел, как Богоматерь, которую обступили ангелы и святые, появилась в воздухе, помолилась о спасении мира от бед и страданий и распростерла свой покров над всеми в виде широкого тонкого дымке.

Пасха (Пасха). Среди многих христианских религиозных праздников особое место принадлежит празднику Пасхи. Празднование Пасхи установлено первыми христианами в память «страданий, смерти и чудесного воскресения Иисуса Христа.

Православие в Украине складывалось в течение многих веков и является логическим продолжением киевского христианства. Его специфика в обрядово-культовой сфере, художественном оформлении церквей, оригинальной трактовке некоторых канонов обусловила формирование таких черт, как демократизм, соборно-правність, народность, веротерпимость, гуманизм. Свое практическое выражение украинское православие нашло в движении за создание украинской автокефальной православной церкви и ее признания вселенским православием.

Католицизм - одно из трех основных направлений христианства, имеет ряд особенностей в вероучении, в отправлении культа и организации. Современный католицизм распространен в странах Европы, Северной и Южной Америки, а также Африки, Азии и насчитывает 1 млрд. 17 млн. верующих. В вопросах вероучения католицизм имеет много общего с православием: вера в два источника вероучения («Святое Писаніє» и «Священное предание»), Божественную Троицу, спасительную силу церкви, наличие бессмертной души, загробной жизни и т.д. Есть общие черты и в обрядности. Но в то же время на вероучение и культ католицизма имеют некоторые отличия. По воззрениям католических богословов, Дух Святой исходит не только от Бога - Отца, но и от Бога - Сына (учение о филиокве; с лат. «и сына»). Наряду с раем и адом католицизм признает чистилище, где душа якобы находится до тех пор, пока ее не отправят в рай. Католическая церковь учит, что продолжительность пребывания в чистилище зависит от молитв и пожертвований родственников и друзей умершего. В католицизме гораздо большей степени, чем в православии, развито почитание Богородицы. Католики верят, будто Мария, в отличие от всех других святых, вознеслась на небо не только душой, но и телом. Учение о Марии необходимо церкви для распространения своего влияния среди женщин. Одним из главных отличий католицизма от других направлений в христианстве есть учение о верховенство римского папы (имеется в виду претензия быть руководителем всех христиан) и догмат папской непогрешимости в делах веры и морали. Католическому духовенству всех рангов запрещено жениться.

Главным богослужением в католической церкви является месса (литургия), которая до недавнего проводилась на латинском языке. Для усиления воздействия на прихожан теперь разрешено пользоваться национальными языками и вводить в литургию национальные мелодии. Некоторые различия в форме проведения таинств: крещение проводится не погружением младенца в купель, а обливанием; в отличие от православных, католики причащаются только хлебом, выпеченным из пресного теста; миропомазание (конфирмация) совершается не над младенцем, а в 7 - 8-летнем возрасте; исповедь совершается перед особой сповідальницею, где священник отгороженный от того, кто исповедуется. Возглавляет католическую церковь Папа римский, который действует с помощью особой системы учреждений (ее называют «римской курией»). Все эти учреждения (секретариаты, конгрегации, трибуналы, комиссии) являются по своей сути особого рода министерствами, которые руководят различными отраслями церковной жизни (монастыри, религиозное образование, церковные кадры, контроль за обрядами и т.п.). Все важнейшие центральные органы управления церковью возглавляют высшие католические иерархи - кардиналы.

Папская курия находится в городе - государстве Ватикане, светским главой которого (монархом) есть папа. В течение последних 20-ти лет католическую церковь возглавлял папа Иоанн Павел II (а с 2005 года - Бенедикт XIV). Избирается папа на конклаве (собрании) кардиналов пожизненно, считается викарием Христа, высшим главой Вселенской церкви, западным патриархом, примасом Италии, архиепископом Римской провинции, сувереном государства - города Ватикан, расположенным в пределах Рима. Несмотря на карликовые размеры (44 га.), Ватикан имеет все атрибуты государства (вооруженные силы, тюрьму, денежные и почтовые знаки, герб, флаг, гимн). Ватикана подчинены многочисленные околоцерковные политические католические организации: партии, профсоюзы, объединения молодежи, женщин, студентов, учителей и др. и государственный секретариат Ватикана руководит международными политическими позацерковними объединениями. Католическая церковь распоряжается большим количеством газет и журналов, под ее контролем и руководством действует широкая сеть учреждений народного образования.

На территории Украины последователи католицизма появились в XIII в. В 1321 году основана Киевская (в 1375 году - Галицкая, в 1427 году - Владимиро-Волынская, позже - Каменец-Подольская и Херсонская. К началу XIX в. католицизм в Украине существовал беспрепятственно. Однако затем царское правительство начало гонения (закрыто много костелов, монастырей, ограниченная пастырская деятельность). В советский период с 1920 года давление на католическую церковь усилился и на конец 30-х годов в ней остался действующим только один костел. В годы Второй мировой войны деятельность католических общин активизировалась, а в послевоенный период (особенно в 50 - 60 годы) снова началось наступление на церковь и на конец 80-х годов в Украине официально было зарегистрировано около 90 общин без всякой действующей иерархии.

В независимой суверенной Украине для католической церкви созданы условия для динамичного развития. ее духовным центром является Львовская архидиецезия. С 1992 году в Украине работает первый Апостольский Нунций (посол) архиепископ Андрей Франко. В современных условиях в государстве действует более 750 католических общин, которые охватывают все области, 33 монастыри, 6 духовных учебных заведений, в частности Украинский римско-католический университет, есть 12 периодических изданий и более 400 служителей культа.

Протестантизм (380 млн.) есть разновидность христианства, возникшего в XVI в. и основал эпоху Реформации. Поскольку отживший феодальный строй защищала католическая церковь, то Реформация прежде всего направлена против католической иерархии. В результате от папства отделились некоторые страны Западной и Северо-Западной Европы, где и возникли в XVI в. независимые от римской курии так называемые протестантские церкви: лютеранская, реформатская, менонітська, анабаптистська (в континентальной Европе), англиканская, пуританская, пресвитерианская, конгрегаціоналістська (в Англии). Пестрота протестантизма отражала интересы социальных и национальных сил, которые принимали участие в буржуазных революциях.

Отрицая католическую иерархию, протестанты отвергли решения церковных соборов, послания пап, то есть святой перевод, а также культ Богородицы, святых, икон. Поскольку протестанты поставили за основу не магическую религиозное действие (богослужения), а внутреннюю веру, то литургию устранены, а молитвенные у большинства протестантских церквей (сект) мало отличаются от обычных домов, только большой зал для всей общины. Из семи христианских таинств, практикуемых в католицизме и православии, протестантизм оставил только два - крещение (взрослых) и причастие. К

основных принципов протестантизма относятся: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительно авторитет Библии.